Кипение страстей и музыка Доницетти в исполнении Латвийской оперы

Л. Н. Толстой относился к музыке с врожденной глубокой любовью. Он владел игрой на фортепьяно, часто музицировал, аккомпанировал и как любой творческий человек не мог быть безразличным к музыке. В одном из воспоминаний А. П. Сергеенко можно увидеть отношение Толстого к  танцевальной музыке. Тем не менее к опере у него сложилось противоречивое отношение.

Как вид искусства, оперу Толстой  отрицал, этот музыкальный жанр виделся ему ненатуральным,  разрушающим. Герои его романов, цельные и искренние натуры, чувствуют  фальшь во всех ее проявлениях,  переживают неприятные чувства, слушая оперу.

Так, одаренная музыкальностью от природы Наташа Ростова, вернувшись из деревни, попав в театр, слушая оперу, ощущала, что «всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что̀ все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них».

Латвийская национальная опера привезла в Москву, пожалуй, самое блистательное творение Доницетти оперу «Лючия ди Ламмермур». Шедевр, принадлежащий перу итальянского композитора, украшает репертуар многих музыкальных театров мира. Теперь жители столицы тоже могут насладиться прекрасной музыкой оперы, просто заказав билеты в Большой театр.

Литературной основой оперы стал роман Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». В Шотландии страсти разгораются ничуть не меньше, чем в Италии. И в Итальянской Вероне, и в Шотландском Ламмермуре враждуют, любят и ненавидят одинаково.

Премьерный спектакль состоялся в 1835 году в Неаполе. Наверное, в теплом средиземноморском климате история, происходящая в северной холодной стране, смотрелась достаточно экзотично. Но для автора в обращении к шотландской истории не было ничего не обычного, просто интерес к своим корням. Дело в том, что один из предков Доницетти, Дональд Айзетт, был шотландцем.

Юные влюбленные не могут соединить свои судьбы, так как отец девушки собирается выдать ее замуж за богатого лорда. Брат Лючии ненавидит возлюбленного сестры, поэтому обманывает девушку, уверяя ее в измене Эдгардо. Потрясенная изменой любимого Лючия дает согласие на брак с лордом, но в брачную ночь сходит с ума и убивает ненавистного мужа, а потом умирает сама. Несчастный Эдгардо закалывает себя у гроба любимой.

Спектакль исключительно интересен для исполнителя, очень сложные партии главных героев не оставляют никого равнодушным, становятся личным достижением вокалиста. Кстати, сцена безумия Лючии входит в список самых эффектных и самых сложных вокальных партий в мире. Колоратурные сложности и запредельно высокие ноты для теноров композитор заботливо приберегает к финалу.

Все, что ценится в классической опере, в избытке имеется в «Лючии ди Ламмермур». Это и прекрасно ложащиеся на память мелодии, и буря страстной любви и ненависти, и старинный шотландский замок, и блистательная примадонна, и влюбленный в нее тенор.

Билет на оперу «Лючия ди Ламмермур» подарит любителям оперного искусства истинное наслаждение от чудесной музыки Доницетти. А еще удивит неожиданными режиссерскими решениями. Действие оперы, оказывается, разворачивается не в Шотландии, а в Италии, да не в конце XVII века, а в середине XX, во время правления Бенито Муссолини.

Гаэтано Доницетти славится своим внимательным отношением к вокалистам. Порой он даже жертвует звучанием оркестра или драматизмом сюжета, чтобы дать возможность солисту блеснуть своими вокальными данными и создать яркий рисунок образа героя.

В поздние годы, когда в мировоззрении Толстого произошли перемены, его музыкальные пристрастия остались прежними. И тем не менее музыка русских и зарубежных композиторов продолжала звучать в доме Толстых в Москве и в Ясной Поляне, доставляя Льву Николаевичу и наслаждение, и чувство восторга и умиления, а также заставляя его негодовать и противиться ее воздействию.

Лучшие вокальные номера из опер Доницетти постоянно звучат в концертах. Об успехе музыки свидетельствует литература XIXв.: арии и фрагменты играют, напевают, и даже слушают в шарманочной обработке герои произведений не только Толстого, но и Тургенева, Достоевского, Флобера и многих других писателей.

Комментарии запрещены.

Используйте поиск