Отражение Ясной Поляны в произведениях Л.Н.Толстого

Массовый читатель не довольствуется, как прежде, только чтением произведений великого писателя. Он хочет ближе узнать его жизнь, окружавшую обстановку — и едет в Ясную Поляну, чтобы постоять над великой могилой, ознакомиться с условиями, в которых жил и творил гениальный художник слова, увидеть те места, которыми навеяны чудные образы и картины его творений.

Посетители музея-усадьбы “Ясная Поляна” сообщают в книге отзывов и в многочисленных письмах о своих впечатлениях. Одна из посетительниц заносит в книгу: „Я счастлива, что побывала у Льва Николаевича, дышала его воздухом, видела его небо”. Студентка Елена Зотова по поручению своих подруг пишет: „С именем Льва Николаевича Толстого неразрывно связана Ясная Поляна. В Ясной Поляне созданы незабываемые, всеми нами любимые, живые образы Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера Безухова, Анны Карениной, Катюши Масловой.

С большой теплотой вспоминается Ясная Поляна со своей дивной природой: дубовый лес „Чепыж”. насыщенный памятью о Толстом, „прешпект”, река Воронка, и которой часто купался Лев Николаевич, Калиновый луг, где он косил, березовая роща, посаженная руками самого Толстого! Вот дом… и кажется, вот-вот откроется окно и
выглянет Наташа…” Нередко при подходе к „любимой скамейке” в елочках экскурсанты говорят: „Так и кажется, что между елками покажется задумчивая фигура великого писателя…”
И потому-то так часты вопросы: „Здесь часто бывал Толстой?”—„А где писал его портрет Репин?”–„Где дуб князя Андрея?”—„Где косил Левин?” – и даже „Где похоронена Анна Каренина?..” ,
Сила толстовских образов и картин такова, что они воспринимаются как реальные, не выдуманные. И пейзаж в произведениях Толстого кажется, списанным с натуры.
Посетители правы. В творениях Толстого отражена действительная жизнь. И Ясная Поляна не только своим воздухом, небом, всем складом жизни формировала эту „глыбу”, как назвал Толстого Ленин. Она дала великому писателю разносторонний и богатый материал для творчества. События яснополянской жизни заставили его много передумать и перечувствовать, многие местные образы и пейзажи отразились в его произведениях.
А. С. Пушкин говорил: „Следить за мыслями великого человека есть наука самая занимательная”. Это не только занимательно, но и чрезвычайно важно, так как проникновение в творческую лабораторию великого человека дает возможность глубже понять процесс его мышления. Установление фактов жизни, отдельных эпизодов, уголков природы, лиц, давших материал для картин и образов в произведениях писателя, с одной стороны удовлетворяет потребность читателя знать эти прообразы, с другой — в какой-то степени помогает понять и пути творчества.
Проследить ход творческой мысли писателя, проникнуть в его рабочую лабораторию — чрезвычайно сложная задача. Далеко не всегда удается ее решить. Но зато как радостно становится, когда случается открыть хотя бы часть этого процесса — понять, какой объект послужил материалом для образа, не говоря уже о том, почему он так, а не иначе отразился в художественном творчестве.
Чтобы достичь этой цели: понять, как отразились пейзаж, обстановка или случай из жизни в произведениях Толстого, надо прежде всего установить, что именно, какой объект послужил материалом для создания художественного образа или сцены. Этой задаче и посвящена данная рубрика.

Читайте далее: В основе творчества Толстого лежала реальная жизнь, преобразованная и претворенная писателем сообразно его представлению и пониманию…

Комментарии запрещены.

Используйте поиск