Из истории создания романа “Анна Каренина” (Часть 3)

В дальнейшей работе стал применяться другой метод: Толстой стремился охватить не произведение в целом, а последовательно работал над отделкой частей, добиваясь совершенства в пределах каждой из них и затем переходя к следующей. Разумеется, нельзя буквально определять границы объема частей опубликованного романа, потому что в одних случаях они совпадали, в других совпадение наступало лишь в последней стадии работы, а в первой имелось значительное отличие, в третьих случаях работа одновременно охватывала и смежные части. Как бы то ни было, но уже прекратилось создание новых цельных вариантов произведения. Дальше можно вести счет по редакциям отдельных частей. Подчас нельзя установить цельных редакций даже в границах одной части, где отдельные эпизоды имеют различное количество редакций.
Начав с 1-й части, Толстой прежде всею отбросил вступление, которым начинался пятый вариант,—выставку в зоологическом саду — и вернулся к тому, которое имелось в предпоследнем варианте,—к пробуждению Степана Аркадьича Алабина (все еще сохраняется эта фамилия) на другой день после ссоры с женой. Выставка создана для того, чтобы заострить внимание на новой сюжетной линии будущего Левина, и в первых сценах она оправдала свое назначение. При дальнейшей работе предстояло правильно сочетать две сюжетные линии, построенные на контрастах. При таком положении начинать с одного из главных сюжетов было бы трудно, потому что слишком отдалялось его взаимодействие с противоположным. Самым удачным оказывался зачин с. нейтральной темы будущих Облонских, сразу переплетавшей центральные сюжетные линии. Правильное начало имеет для художника первостепенное значение, и не случайно Толстой, вернувшись к Алабиным, пишет заново первую сцену и не один раз будет ее перерабатывать.
В этой стадии труда внимание автора приковано к 1-й части. Прежде готовый материал, который можно было использовать в новом варианте, откладывался, „бронировался” без какой-либо предварительной переработки. Теперь Толстой собирает из запаса все, что может оказаться полезным, и во многих случаях создает новое на заготовленном раньше фундаменте.
И рукописи первого варианта, вошедшие в схему второго, и весь второй вариант („Молодец баба”), и весь пятый (самый большой) в той или иной степени использованы при окончательном формировании частей романа. А поскольку части обрабатывались в разное время, Толстой обращался к этому материалу несколько раз.
Метод работы изменился после пятого варианта, а потому следующую за ним рукопись начала романа можно рассматривать как шестую редакцию 1-й части. В седьмой редакции ее Толстой, не прерывая работы над 1-й частью, начал создавать 2-ю часть, тот ее раздел, который в первых двух вариантах был началом романа,— сцену в салоне Бетси Тверской и дальнейшие события. Всего над первой частью Толстой работал в рукописях на протяжении десяти редакций. Не сохранившуюся корректуру, лично правленную автором, можно считать одиннадцатой редакцией и, наконец, просмотр журнального текста для отдельного издания — двенадцатой. Не менее сложной была работа и над другими частями романа.
Но это особая тема. Перед нами стояла задача показать, какие этапы творческих исканий пережил Толстой, раньше чем остановился на методе последовательной работы часть за частью.
Восстановление только внешней канвы творческого процесса уже красноречиво свидетельствует о грандиозности груда великого писателя.

В. А. ЖДАНОВ

Комментарии запрещены.

Используйте поиск