Из истории создания романа “Анна Каренина” (Часть 1)

вероятности восстановить ход творчества на данном этапе.
Толстой закончил очень разросшееся описание первого, наполненного событиями вечера, который открылся сценой в светском салоне и окончился неудачным объяснением Каренина с замкнувшейся в себе женой, когда он понял глубину своего несчастия.
Предстояло перейти к следующей стадии развития романа. И, очевидно, размышляя над предстоящей работой, автор почувствовал необходимость предварительно внести стройность, создать каркас растущего произведения. Он это и сделал, создав первый план. Можно было бы подумать, что таким необычным концом (т. е. планом) завершается вариант „Молодец баба”, однако дальнейшее изучение рукописей показывает, что и на этом работа не остановилась.
Большую помощь при анализе оказывает строго выдержанная последовательность имен в рукописях: каждой редакции свойственны те имена, которые в ней определились сразу или в процессе исканий: в первой Татьяна Сергеевна и Михаил Михайлович Ставровичи и Иван Балашов, во второй Настасья Аркадьевна (Нана) и Алексей Александрович Каренины, а также Алексей Гагин.
Эта особенность дала нам основание обратить внимание на рукопись № 38, в которой в первом слое фигурируют именно эти имена, то есть имеются все основания считать рукопись № 38 составной частью варианта „Молодец баба”. В этой рукописи описана жизнь Карениных после признания в измене, которое Нана сделала мужу, возвращаясь со скачек, затем создана сцена нечаянной встречи Каренина с
Гагиным в подъезде его дома, вслед за этим идет объяснение Гагина с беременной Нана по поводу тяжело складывающейся жизни (приблизительно соответствует первым главам 4-й части). Рукопись заканчивается кратким упоминанием о сборах Каренина на ревизию.
Итак, вариант „Молодец баба” как будто состоит из. двух изолированных друг от друга разделов одной сюжетной линии: цикла событий того вечера в салоне, которым начинается роман, и затем, не считая плана,— из нескольких эпизодов, которые имели место уже после скачек. Несовершенство, недоработанность этой структуры очевидны. Невозможно было создавать вариант с такими провалами в композиции, перескакивать от первого объяснения супругов Карениных после вечера у княгини к жизни, сложившейся после их второго объяснения, вызванного скачками, без единого намека на те события, которые привели к второму объяснению и к полному развалу семейной жизни. Так не могло быть и не было.
Процесс творчества и здесь раскрывается ясно. Схему его можно представить в таком виде. После того, как был составлен план, Толстой приступил к его реализации. Первая часть плана состоит из следующих шести глав:
„1 глава. Гости собирались в конце зимы, ждали Карениных и говорили про них. Она приехала и неприлично вела себя с Гагиным.
2 глава. Объяснение с мужем. Она упрекает за прежнее равнодушие. „Поздно”.
3 глава. В артели. Гагин собирается ехать на свидание. Его мать и брат советуют ему, он едет к ней. Вечер у нее. Муж.
4 глава. Муж, разговор с братом. Степан Аркадьич успокаивает и на счет немецкой партии и на счет жены.
5 глава. Скачки— падает.
6 глава. Она бежит к нему, объявляет о беременности, объяснение с мужем”.
Первые две главы заново написаны в варианте „Молодец баба”. На очереди оказался весь комплекс сцен, связанных со скачками, т. е. следующие четыре главы. Первые две главы вновь написаны в варианте „Молодец баба” потому, что конструкция их в первом варианте была не удовлетворительной (не было обеспечено логическое развитие действия). Наоборот, события дня скачек (четыре главы) в той первой редакции были разработаны лучше других сцен (в смысле логичности действия) и не требовали коренной творческой переработки.
Автор помнил об этом и не беспокоился за судьбу
последних глав 1-й части. Они как готовый материал оставались в резерве без каких-либо изменений, и мысль стремилась вперед, к дальнейшему развитию сюжета, совсем не затрагивавшемуся в первом варианте,— к событиям, происходившим после скачек, т. е. к реализации второй части плана.
1-я глава плана 2-й части: „Сидят любовники, и он умоляет разорвать с мужем. Она отделывается, говорит, что умру”.
Возобновляя работу после того, как был создан план, Толстой, помня о резервных главах, посвященных событиям дня скачек, пишет небольшое вступление к дальнейшему: после объяснения на даче Алексей Александрович уехал в Петербург и погрузился в свои занятия. Затем сообщается, что осенью Нана вернулась с дачи в Петербург, идет обобщенный рассказ о том, как сложилась жизнь и Каренина и Гагина после возвращения с дачи. Гагин целые дни проводил у Нана. Такая жизнь была „мучительна” и для Каренина и для Гагина. Они „кланялись друг другу, не глядя в глаза, но никогда не произносили ни одного слова”, Нана как будто не хотела чувствовать „всего ужаса этого положения”. После этого написан небольшой эскиз неожиданной встречи Гагина с Карениным у подъезда дома (в нем есть некоторое сходство с соответствующей сценой в завершенном романе), и далее создан большой диалог между Гагиным и Нана, посвященный трудностям создавшегося положения. Гагин настаивал на необходимости решительной перемены жизни, Нана уклонялась от ответа и жестоко нападала на мужа, которого защищал Гагин. Нана находилась в состоянии нервного возбуждения и призналась Гагину в своих предчувствиях неблагополучного конца беременности. „С этих пор Гагин не пытался более изменять существующего положения и с страхом ждал родов”.
Таково содержание первой главы новой части. По плану вторая глава должна быть посвящена поездке Каренина в Москву. Так глава и начата: „Несколько недель перед родами Алексей Александрович по поручению государя уехал на ревизию”.
Именно этой фразой закончился обширный вариант „Молодец баба”. Больше нельзя найти в рукописях текста с таким же сочетанием имен, как в данном варианте, и это одни из самых убедительных аргументов, которым приходится руководствоваться. Ему нельзя ничего противопоставить, И дальнейший ход исследования с разных сторон будет подтверждать его основательность.
Итак, полный состав второго варианта следующий:
1. Весь первый раздел, включающий в себя сцены первого дня, написан заново с использованием двух соединительных листов из первого варианта.
2. Сцены оканчиваются планом всего произведения, причем эти сцены соответствуют в плане первым двум главам 1-й части.
3. Имеющиеся в плане следующие четыре главы 1-й части, которые соответствуют комплексу событий дня скачек, на этой стадии творчества и не перерабатывались и не создавались вновь. Для них отложен соответствующий материал первого варианта.
4. В дальнейшей работе в соответствии с планом Толстой продолжал описание событий, логически вытекающих из разрыва между супругами после скачек.
5. Рассказав о жизни Карениных и Гагина после возвращения Нана с дачи, Толстой перешел к описанию поездки Алексея Александровича в Петербург и после первой же фразы нового раздела навсегда прервал работу над вторым вариантом романа.
Что же случилось? Произошел перелом в композиции романа. Толстой не сразу пришел к этому. Он еще раз сделал попытку начать действие с той же исходной позиции, в том же плане, опять с великосветского салона, но не довел этот отрывок даже до появления Карениных. Созрело намерение начать по-другому.

Читайте продолжение: Из истории создания романа “Анна Каренина”(Часть 2) в следующей статье…

Pages: 1 2 3

Один комментарий на “Из истории создания романа “Анна Каренина” (Часть 1)”

Используйте поиск