“Мир” в “Войне и мире” Льва Толстого (часть 1)

Каратаевым.
Другое расхождение с масонством, которое обнаруживается сразу же,— отношение к мирской жизни в связи с задачей собственного исправления. Совершенствование «независимо от всех обстоятельств» у Пьера не получается. Откроем толстовский дневник молодости, и мы увидим, что именно эта проблема — самовоспитание и свобода человека в уединении от «обстоятельств» и среди них — больше всего занимает Толстого уже в эти юные годы. Восемнадцатилетний Толстой болеет, находится в клинике и доволен собой: «Здесь я совершенно один, мне никто не мешает, здесь у меня нет услуги, мне никто не помогает — следовательно, на рассудок и память ничто постороннее не имеет влияния, и деятельность моя необходимо должна развиваться». И дальше: «Отделись человек от общества, взойди он сам в себя…» (46, 3). Но вот он вышел из клиники и сразу начал вести себя «не так, как я желал себя вести»: благие планы не исполняются, жизнь делается стихийной. Перемены в жизни необходимы, рассуждает Толстой: «Но нужно, чтобы эта перемена не была произведением внешних обстоятельств, но произведением души» (46, 30). И еще запись в дневнике за 1847 г.: «Дойду ли я когда-нибудь до того, чтобы не зависеть ни от каких посторонних обстоятельств? но моему мнению, это есть огромное совершенство; ибо в человеке, который не зависит ни от какого постороннего влияния, дух необходимо но своей потребности превзойдет материю, и тогда человек достигнет своего назначения» (46, 32). Молодой Толстой — сугубый рационалист в духе XVIII столетия — открывал в то же время иррациональную жизненную стихию как во внешнем мире обстоятельств, так и во внутреннем мире души;
молодой Толстой переживал в себе очень лично теоретическую проблематику XVIII столетия, отразившуюся в западноевропейском романе воспитания. Интересно было бы сопоставить «Годы учения Вильгельма Мейстера» Гёте с теми путями, которыми развиваются герои «Войны и мира»; здесь есть почва для сопоставления. В романе Гёте в качестве воспитателей героя есть широкая жизненная среда, в которой жизнь человека складывается из цепи случайностей, и есть башня Лотарио, что-то вроде масонской ложи, замкнутая община немногих избранных, овладевших тайнами бытия и способных воздействовать на обстоятельства. Вильгельм Мейстер вступает в это общество, пройдя жизненную школу; но он узнает здесь, что, находясь «в миру», он через все случайности и заблуждения стихийно следовал своему жизненному плану, которого он не знал, но который известен этим избранным людям, в чьих руках, оказывается, были нити его судьбы, и каждая случайность была предустановленной, каждая встреча — провиденциальной.
Мы не проводим сейчас никакого сопоставления романа Гёте с «Войной и миром», отметим только самую возможность сопоставления книги Толстого (особенно в том, что касается главных героев) и проблематики воспитательного романа. Не забудем в этой связи и педагогическую деятельность Толстого, которой он предавался как раз накануне «Войны и мира», понимая педагогическую проблему широко и отчасти аллегорически, в традиции тоже XVIII столетия: в педагогических статьях Толстого «школа», сверх прямого значения,— также и аллегория общества с его воспитательным воздействием на человека (подобно тому, как такой аллегорией общества у Гёте в «Вильгельме Мейстере» был театр).
Но возвратимся к Пьеру. Вступив в масоны, он быстро входит в противоречие с орденом: его увлекает больше всего деятельность во внешнем мире, «исправление рода человеческого», что осуждается орденом. Пьера тянет к внешнему миру и стихийному подчинению обстоятельствам; свое жизненное предназначение он осуществляет не в уклонении от заблуждений (для чего и нужна изоляция от «обстоятельств»), но, напротив, сквозь все случайные обстоятельства, зато оставаясь всегда открытым для всех влияний из мира. В эту стихийную жизнь, как в пучину, он погружается душой и мыслью. Пьер человек мирской, в отличие от своего друга князя Андрея, которого всегда его гордость предохраняет от житейской путаницы. Пьер никогда и ничем от нее не предохранен и не защищен.

С.Г.Бочаров

Pages: 1 2 3

Комментарии запрещены.

Используйте поиск