Лев Толстой и английские писатели ХХ века. (часть 2)

художественного слова возвращался вновь и вновь, подчеркивая его удивительную способность тонко раскрывать «диалектику души» и выпукло выявлять характеры в их самодвижении.
В письме к автору этих строк Джеймс Олдридж делится своими размышлениями о Толстом, о значении его наследия для современного писателя:
«Толстой всегда ставит нас, писателей, перед сложной проблемой. Большинство из нас сначала просто читают его и получают огромное удовольствие, а потом перечитывают, чтобы понять, как это он сделал. Вот именно здесь и начинается проблема: как он это сделал? В чем тайна творческой изобретательности, которая почти незаметна и все же присутствует в каждом слове? Как удается создавать такие характеры, которые вроде бы и не «созданы», а просто-напросто живут па каждой странице? <…> Эта способность переносить жизнь в произведение как трепетную реальность не поддается анализу и делает невозможным подражание».
Олдридж считает, что ощущение подлинности воссоздаваемого достигается Толстым благодаря диалектическому взгляду на жизнь, на единство ее противоположностей: «…он видит реальность в почти научных измерениях» и потому «не позволяет ситуации или характеру ускользнуть из рук», не проявляет авторского произвола, не совершает над характером насилия, а дает ему «возможность естественно вызревать в определенных социальных обстоятельствах и разнообразных эмоциональных взаимосвязях».
Олдриджа занимает мысль о возможности следовать традициям Толстого в новых условиях, в нашу эпоху. Роман толстовского масштаба кажется ему сегодня невозможным: наш кругозор уже, чем у Толстого, наши полотна не столь объемны, наш талант достигает своего предела, давая характеристику даже небольшого фрагмента реальности». Однако остается в силе завет Толстого следовать «диалектическим измерениям» любого фрагмента действительности. «Хороший романист сегодня,— говорит Олдридж,— это тот, кто владеет толстовским измерением жизни даже в своих миниатюрах».
Передовая английская литература, вдохновляемая идеями социализма, воспринимает Толстого как живое и бесконечно дорогое наследие, помогающее создавать истинно художественные произведения, раскрывающие диалектику духовного развития личности в борьбе за справедливые условия человеческого существования.

П.С.Балашов

Pages: 1 2 3

Комментарии запрещены.

Используйте поиск