Земельный вопрос в публицистике Льва Толстого 80-90-х годов

чистый, максимально-последовательный, идеально-совершен nun капитализм.
…Наибольшее устранение средневековых монополии и средневековых отношений из земледелия, наибольшая свобода торгового оборота с землей, наибольшая легкость приспособления земледелия к рынку —вот что такое национа лизация земли, по учению Маркса. Ирония истории состоит в том, что народничество во имя „борьбы с капитализмом” в земледелии проводит такую аграрную программу, полное осуществление которой означало бы наиболее быстрое развитие капитализма в земледелии”.
Таким образом, Толстой, подобно народникам, выступая за национализацию земли, не мог предвидеть, к каким результатам должно было привести осуществление данной программы.
Но объективно-революционный смысл публицистических его выступлений по крестьянскому вопросу заключается в том, что Толстой во всех своих произведениях выдвигал на первый план, как первоочередную, неотложную задачу эпохи, требование ликвидации остатков крепостничества, передачи всей земли крестьянам, отмены податей и уничтожения сословных ограничений. Это были наиболее прогрессивные для того периода требования крестьянства, но они могли быть разрешены только революционным путем.
Хотя во взглядах Толстого несомненны черты общие с народниками (в отношении к капитализму, в стремлении увековечить мелкое крестьянское хозяйство), однако в его позиции гораздо больше отличного от народников, чем сходного с ними. Причем отличия эти чрезвычайно глубоки и существенны, и они ставят Толстого на сторону подлинной демократии, особенно в сравнении с „полинявшими”, как их называл В. И. Ленин, народниками 90-х годов. К тому времени народники утратили всю свою революционность и превратились, по сути дела, в выразителей интересов кулачества. Либеральные народники проповедовали примирение с царским правительством, закрывали глаза на положение бедноты в деревне. Толстой же, как известно, был непримиримым врагом и обличителем царского самодержавия, всех эксплуататорских слоев общества, земельного рабства и выражал взгляды миллионных масс русского крестьянства, которому капиталистическое наступление на деревню несло неисчислимые бедствия.
Требование Толстого передать землю в руки трудового народа выражало крестьянскую идею „права на землю” и „уравнительного раздела земли”, которая представляла. собой, как говорил В. И. Ленин, формулировку революционныX стремлении к равенству со стороны крестьян, боровшихся за полное свержение помещичьей власти, за полное уничтожение помещичьего землевладения.
Г.. И. Ленин, сравнивая выступление пролетариата с крестьянским движением в буржуазно-демократической революции 1905 г., писал: „Крестьянство было организовано в революции несравненно слабее, его выступления были во много и много раз раздробленнее, слабее, его сознательность стояла на гораздо более низкой ступени, и монархические (а также неразрывно связанные с ними конституционные) иллюзии нередко парализовали его энергию, ставили его в зависимость от либералов, а иногда от черносотенцев, порождали пустую мечтательность о „божьей земле” вместо натиска на дворян-землевладельцев с целью полного уничтожения этого класса. Но все же, в общем и целом, крестьянство, как масса, боролось именно с помещиками, выступало революционно, и во всех Думах —даже в третьей, с ее изуродованным в пользу крепостников представительством — оно создало трудовые группы, представлявшие, несмотря на их частые колебания, настоящую демократию”.
В двух исторических тенденциях — либеральной и демократической,— которые определяли исход борьбы за новую Россию, Толстой принадлежал к последней, в то время как народничество скатилось к либеральной.
Эти две тенденции, наметившиеся еще в 1861 г., к 1905 году развились, выросли, нашли выражение в движении масс, в борьбе партий на самых различных поприщах. Либерально-монархическая буржуазия создала партии кадетов и октябристов, крестьянские взгляды выражала в III Думе группа трудовиков.
„Кадеты и трудовики 1905 — 1907 годов выразили в массовом движении и политически оформили позицию и тенденции буржуазии, с одной стороны, либерально-монархической, а с другой стороны, революционно-демократической”2.
Трудовики в III Думе выступали с теми же требованиями по крестьянскому вопросу, которые развивал Толстой. В частности, в их выступлениях выдвигалась идея о «едином налоге” на землю. В. И. Ленин в статье „Аграрные прения в III Думе” писал, что „единственный налог” этих сторонников Генри Джорджа равносилен конфискации помещичьих земель и национализации всей земли, и что это передает действительные стремления миллионов. „Все трудовики-крестьяне во всех трех Думах высказались за национализацию всей земли, выражая это требование то прямым повторением программы трудовиков, то своеобразной переделкой „единственного налога”, то бесчисленными заявлениями: „земля тому, кто се обрабатывает”… В. И. Ленин говорил, что трудовики прямо и открыто выражали дух массовой борьбы крестьянства. Таким образом, Толстой, также, как и крестьянские депутаты в Думе, выражал по существу прогрессивные требования крестьянства, те требования, которые оно не могло осуществить мирным путем и которые вели его к революционным действиям, хотя сам Толстой не понимал этого, как не пони мало этого в то время и большинство крестьян. Но его бесстрашная, идущая „до корня” критика всех основ эксплуататорского строя, его страстный протест против всякого классового господства, против частной поземельной собственности революционизировали народное сознание и служили делу революции.

В.А.Лебедева

Pages: 1 2 3

Комментарии запрещены.

Используйте поиск