Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне
В 14 километрах к югу от Тулы находится всемирно известный музей-усадьба Ясная Поляна.
Ясная Поляна принадлежит к числу замечательных исторических памятников русской национальной культуры. Здесь родился и провел большую часть своей жизни великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Ясная Поляна — крупнейший в мире и один из популярнейших в России литературно-меморативных музеев. Ежегодно Ясную Поляну посещают десятки тысяч людей.
Ясная Поляна широко известна и за пределами России. Представители стран народной демократии и других зарубежных стран из года в год посещают музей-усадьбу Л. Н. Толстого.
У въезда в усадьбу стоят две белые каменные башенки Построенные в начале XIX в. дедом писателя Н.С. Волконским. Широкая аллея, до сих пор сохранившая старинное название «Прешпект», ведет от въездных башен к дому Толстого и к литературному музею.
Литературный музей размещен в одном из двух флигелей, построенных Н. С. Волконским по бокам не существующего ныне большого яснополянского дома, в котором Толстой родился и провел детские годы. С 1859 по 1863 г. в этом флигеле помещалась школа, открытая Толстым для детей яснополянских и окрестных крестьян. Внешний вид флигеля сохранился с тех пор без изменений.
Экспозиция литературного музея освещает жизненный и творческий путь Толстого в свете гениальной оценки, данной ему В. И. Лениным.
В музее экспонированы портреты писателя в различные годы его жизни, многочисленные издания его произведений, иллюстрации к ним, фотокопии рукописей писателя, материалы, свидетельствующие об исключительной заботе о наследии Толстого.
Неширокая тенистая аллея соединяет литературный музей с домом Толстого, именуемым иногда, в отличие от литературного, бытовым музеем.
Толстой поселился в этом доме в 1856 г., когда вернулся в Ясную Поляну после пяти лет военной службы на Кавказе и в Крыму.
В то время это был точно такой же флигель, как и занятый ныне литературным музеем.
После женитьбы Толстого на С. А. Берс (1862 г.) и по мере увеличения семьи к флигелю были сделаны пристройки, существенно изменившие его первоначальный вид.
Дом писателя отличается простотой и скромностью обстановки.
Первое, что бросается в глаза в доме Толстого, — это обилие книг, размещенных в ряде комнат, даже в передней, уставленной тремя большими книжными шкафами.
Это книги личной библиотеки Толстого, насчитывающей свыше 22 тысяч томов (10247 названий) на русском и иностранных языках.
Деревянная лестница ведет из передней во второй этаж.
Зал II этажа — самая большая и единственная более или менее парадная комната в скромном доме Толстого, служившая одновременно и столовой для его многочисленной семьи. Обеденный стол сервирован посудой, которой пользовались при Толстом.
У круглого стола красного дерева Толстой обычно отдыхал по вечерам в кругу семьи, беседовал с гостями и посетителями. Среди них были писатели А. М. Горький, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, В. В. Вересаев, Н. С. Лесков, В. Г. Короленко, художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернак, М. В. Нестеров, замечательный русский критик В. В. Стасов, композиторы А. С. Аренский и С. И. Танеев, известный русский ученый И. И. Мечников и многие, многие другие видные деятели русской культуры, а также простые русские люди и иностранцы, искавшие личного знакомства с великим писателем.
В противоположном углу зала за круглым плетеным столом собиралась молодежь — дети писателя, их друзья и знакомые.
В зале часто звучала музыка, занимавшая в жизни Толстого очень большое место. Толстой любил слушать в домашнем исполнении русские хоровые народные песни, вокальные и инструментальные произведения Чайковского, Глинки, Шопена и других русских и иностранных Композиторов. Часто он сам аккомпанировал исполнителям на рояле или играл в четыре руки с кем-нибудь из Д0машних. Из профессиональных музыкантов играли для Льва Толстого А. С. Аренский, С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, польская пианистка Ванда Ландовска, балалаечник Трояновский и другие. Чаще всего Толстой слушал музыку, сидя в большом старинном кресле, стоящем около рояля.
На рождественских праздниках в зале устраивалась елка для крестьянских ребят.
30 декабря 1889 г. силами родных и знакомых Толстого здесь было дано первое представление его замечательной комедии «Плоды просвещения».
Находящиеся в зале портреты писателя и членов его семьи написаны крупнейшими русскими живописцами и представляют собой большую художественную ценность.
Один из двух живописных портретов Толстого написан И. Н. Крамским (1873), другой — И. Е. Репиным (1887). Кисти И. Е. Репина принадлежит также замечательный по своим живописным достоинствам портрет старшей дочери Толстого Татьяны Львовны (1894). Художником В. А. Серовым написан портрет жены писателя Софьи Андреевны (1892). Портрет Марии Львовны, второй дочери Толстого, — работа Н. Н. Ге.
В зале находятся также скульптурные портреты Толстого работы Н. Н. Ге (1890), И. Е. Репина (1891) и П. П. Трубецкого (1899).
Большую историческую ценность представляют собой также хранящиеся в зале старинные портреты предков писателя: его прадеда —- Н. И. Горчакова (1725—1811), деда — И. А. Толстого (1757—1820), другого деда — Н. С. Волконского (1753—1821) и бабки писателя — Е. Д. Волконской (1749—1792).
Обстановка зала — сборная. Часть вещей — зеркала XVIII в. в резных позолоченных рамах, круглый стол, ломберные столы с инкрустациями — перенесена из большого дома Волконских-Толстых, в котором писатель родился и провел первые детские годы. Остальная, весьма скромная, мебель приобреталась в разные годы семейной жизни Толстого его женой.
Рядом с залом небольшая комната — малая гостиная, служившая в то же время рабочей комнатой
С. А. Толстой. Здесь она принимала близких друзей дома, в их числе И. С. Тургенева и А. А. Фета. Здесь же, у окна, за небольшим письменным столом, С. А. Толстая переписывала набело рукописи писателя.
Из портретов, находящихся в комнате, наибольший интерес представляет авторизованная копия полотна И. Е. Репина, изобразившего Толстого за работой в одном из нижних кабинетов яснополянского дома, в так называемой «комнате под сводами» (1891).
Дверь из малой гостиной ведет в самую замечательную по своему историческому значению комнату дома — рабочий кабинет Толстого последних восьми лет его жизни (1902—1910). Все связано здесь с личностью и творчеством великого писателя.
За письменным столом орехового дерева, принадлежавшим некогда отцу писателя, Николаю Ильичу, Толстой создал «Войну и мир», «Анну Каренину», отчасти «Воскресение», заканчивал летом 1856 г. повесть «Юность», начатую в осажденном Севастополе, писал одно из последних своих художественных произведений — историческую повесть «Хаджи Мурат». Педагогические статьи Толстого, многие из его публицистических работ, очерков и рассказов написаны также за этим столом.
В кабинете стоит старинный, перенесенный из большого дома, диван — вещь, особенно дорогая Толстому. На этом диване он родился, отдыхал на нем после работы и описал его в ряде своих художественных произведений в качестве типичной детали патриархального усадебно-помещичьего быта.
Над изголовьем дивана висят фотографии Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. А. Фета, подаренные ими Льву Толстому в 1850 г., после его возвращения из Севастополя • Петербург, Тут же висит групповая фотография Толстой среди сотрудников журнала «Современник» в Петербурге в том же году.
На смежной стене размещено 7 репродукций из альбома художника Н. В. Орлова «Русские мужики», изданного в 1909 г. с предисловием Толстого.
Около двери стоит фонограф, присланный в 1908 г. Толстому известным американским изобретателем Эдисоном в знак уважения к великому русскому писателю.
Толстой проводил в кабинете большую часть дня. За круглым столом он завтракал по утрам, просматривал почту, читал по вечерам, а иногда и писал.
В кабинете провел Толстой и последние часы перед уходом из Ясной Поляны.
Смежная с кабинетом комната — спальня Толстого.
В спальне сохраняются кровать и ряд других вещей Толстого, в том числе одежда писателя, оставшаяся здесь после его ухода: полотняная рабочая блуза, халат, вязаная куртка, которую он накидывал на плечи.
Рядом с одеждой на вешалке висит стул-палка, которым Толстой пользовался во время своих продолжительных прогулок. В углу — хлыст для верховой езды и гимнастические гири. Несмотря на преклонный возраст, Толстой до последних дней занимался гимнастикой и часто ездил верхом. Смежные с кабинетом и спальней комнаты служили местом работы секретарей и помощников Толстого. Примыкающая к спальне комната именовалась «секретарской». В ней работали и жили личные секретари писателя.
За большим канцелярским столом разбирались письма, газеты, журналы, поступавшие к Толстому со всех концов России и из многих зарубежных стран. Тут же секретари переписывали набело рукописи писателя, подбирали для него материалы, подготавливали по его указаниям ответы на полученные письма.
На пишущей машинке размножались произведения Толстого, запрещенные царской цензурой. Иногда подобная работа производилась и в соседней комнате, в основном служившей книгохранилищем и называвшейся «библиотекой» или «библиотечной».
В верхнем этаже дома находится и комната С. А. Толстой. Комната расположена в пристройке и отделена от других помещений дома площадкой с лестницей черного хода.
За небольшим письменным столом Софья Андреевна готовила к изданию сочинения Толстого, писала дневники и воспоминания, проверяла ученические тетради внучат подписывала счета и другие хозяйственные бумаги.
Над столом — большая фотография последнего ребенка Толстых, сына Ванечки, умершего в 1895 г.
Рядом со столом стоит швейная машина. На ней Софья Андреевна шила Толстому домашние блузы, платья для детей, а потом для внуков.
Стены над кроватью и туалетом увешаны фотографиями Толстого, его детей и внуков.
Туалет с большим зеркалом — свадебный подарок Софье Андреевне от старшего брата Толстого, Сергея Николаевича. Его фотография висит над диваном среди других фотографий родных и друзей семьи Толстых: сестры писателя Марии Николаевны, брата С. А. Толстой К. А. Иславина, поэта А. А. Фета, критика Н. Н. Страхова, художника Н. Н. Ге, композитора С. И. Танеева и других близких людей.
В нижнем этаже находятся две комнаты, попеременно служившие Толстому кабинетом до того времени, как он был устроен наверху.
Одну из них, «комнату под сводами», Толстой особенно любил за тишину и уединенность. Здесь в начале 60-х гг. писатель приступил к работе над одним из величайших своих произведений — романом «Война и мир». Здесь же в 80-е и 90-е гг. он работал над обличительным трактатом «Так что же нам делать?», романом «Воскресение», драмой «Власть тьмы».
Под эти прохладные своды Толстой возвращался после жаркого летнего дня, проведенного в тяжелой физической работе на крестьянских полях. Общий вид комнаты тех лет с ее суровой трудовой обстановкой запечатлен на полотне И. Е. Репина «Толстой за работой в комнате под сводами» (1891 г.). С 1902 г. в комнате жили дочери писателя. Одна из них — Мария Львовна — скончалась здесь же, на руках у отца, 27 ноября 1906 г.
С 1871 по 1887 г. кабинет Толстого помещался в другой комнате нижнего этажа, впоследствии получившей название «нижней библиотеки» благодаря обилию находящихся в ней книг. Здесь были написаны роман «Анна Каренина», «Исповедь», наброски романов из времен Петра I и декабристов.
8 пору работы над «Азбукой» (начало 70-х гг.) Толстой с помощью домашних обучал в этой комнате крестьянских ребят. С 1887 г. в ней останавливались приезжающие.
Обстановка комнаты 70—80-х годов воспроизведена Толстым в «Анне Карениной» в описании деревенского кабинета Константина Левина (ч. I, гл. XXVI).
9 ноября 1910 г. в этой комнате происходило прощание с телом Толстого, привезенным в Ясную Поляну со станции Астапово. Гроб стоял в правой части комнаты, изголовьем к окну.
Против входа в дом растет большой старый вяз, называвшийся в семье Толстых «деревом бедных». Под его раскидистыми ветвями на скамейке обычно ожидали Толстого крестьянские ходоки, безработные, нищие, приходившие за материальной помощью или просившие заступничества от произвола царских властей. Такого рода встречи и беседы, происходившие почти ежедневно, описаны Толстым в очерках «Бродячие люди» (из цикла «Три дня в деревне». 1909—1910 гг.).
Цветочные клумбы, разбитые перед террасой и «деревом бедных», были постоянным предметом забот С. А. Толстой.
За клумбами, на песчаной площадке, был крокет. Среди подступающих к площадке деревьев стояли гимнастические приборы. Толстой всю жизнь занимался гимнастическими упражнениями и до старости играл в теннис, крокет и другие спортивные игры. С особым увлечением Играл он в городки, чаще всего на дорожке, ведущей от дома к флигелю, занятому ныне литературным музеем.
Дорожка проходит мимо белого камня, обозначающего местонахождение большого дома, в котором Толстой родился провел детские годы.
Сейчас на месте этого дома растут деревья, посаженные Толстым В 1856 г.
По другую сторону дорожки расположен небольшой летний павильон, построенный в 1888 г. для приема крестьян, лечившихся у дочери Толстого Марии Львовны. Иногда в павильоне останавливались гости, в их числе И. Е. Репин и Н. Н. Ге.
За «деревом бедных», против входа в дом Толстого, находятся ворота в яблоневый, так называемый «Красный сад». Через этот сад 9 ноября (ст. ст.) 1910 г. несли тело Толстого к могиле, находящейся в лесу — «Старом заказе».
Направо от ворот, за невысокой каменной белой оградой, расположен хозяйственный дворик с дровяным сараем, ледником и так называемой «белой кухней». В ней приготовлялась пища для домашней прислуги и жила кухарка.
За двориком начинается липовый парк «Клины». Он разбит на четыре окаймленных старыми липами квадрата, каждый из которых делится дорожкой на два треугольника, засаженных яблонями. Треугольники сходятся вершинами к центру, где растет большой вяз, а раньше рос дуб. По семейным преданиям, под этим дубом играл крепостной оркестр Н. С. Волконского. В «Клинах» Толстой обычно гулял по утрам, перед работой.
С юга к парку примыкает небольшой участок фруктово-ягодных насаждений, среди которых стоит теплица.
Восточная липовая аллея «Клинов» переходит в березовую и приводит в нижний парк, лежащий за ягодником и теплицей.
Нижний парк — один из самых живописных участков усадьбы. Он расположен по южному склону, на уступах которого находятся три пруда: «Верхний» — ближний к теплице и уже почти высохший, «Средний» — глубокий и обширный пруд с купальней и «Нижний», или «Кошачий», лежащий в котловине. Вблизи этого пруда, в юго-восточном углу нижнего парка, возвышается на столбах беседка, построенная по желанию Толстого в конце 90-х гг. на месте беседки, стоявшей здесь в его детские годы. По семейным воспоминаниям, здесь любила отдыхать рано умершая мать Толстого Мария Николаевна.
Поднявшись от «Нижнего» пруда к «Среднему», можно по его плотине выйти на «Прешпект».
Нижнюю часть «Прешпекта» составляет обсаженная деревьями плотина четвертого — «Большого» яснополянского пруда. В этом пруду Толстой иногда купался с крестьянскими ребятами, зимой катался по нему на коньках.
Общий вид этой части усадьбы с въездными башнями, «Большим» прудом и «Прешпектом» очень точно воспроизведен в «Войне и мире», в описании посещения Андреем Болконским Лысых Гор, опустевших перед нашествием неприятеля. В нерасчищенных снежных сугробах «Прешпекта» вязнет кибитка явившихся в Лысые Горы князей Курагиных. Название «Прешпект» встречается в повести «Поликушка».
С противоположной нижнему парку стороны к «Прешпекту» примыкает яблоневый сад, спускающийся от деревьев, растущих на месте старого дома, к «Большому» пруду. Живописный вид, открывавшийся с балкона большого дома на пруд, описан Толстым’ в «Юности» (гл. XXXII).
Яблоневый сад пересекает дорога, ведущая от «Прешпекта» к зданию строгой архитектуры XVIII в. Местное население называет его «домом Волконского». Происхождение этого названия точно не выяснено. По одним сведениям, оно объясняется тем, что дед писателя Н. С. Волконский жил в этом доме в пору строительства большого дома и флигелей, по другим — дом был построен Волконским позднее для дворовых. Достоверно одно:В этом доме помещалась ковровая крепостная фабрика Волконского. В последние годы жизни Толстого в центральной части здания был устроен коровник с сеновалом наверху. В левом (западном) крыле помещалась кухня для рабочих усадьбы, в правом — контора и квартира управляющего. Несколько раньше в том же крыле находилась живописная мастерская старшей дочери писателя Татьяны Львовны.
Напротив дома Волконского, параллельно ему, стоит скотный двор. В правой части здания был каретный сарай. В нем стояли экипажи и хранилась сбруя. Сейчас здесь выставлена для обозрения пролетка, на которой Толстой уехал навсегда из Ясной Поляны. Перед этим он зашел в «кучерскую избу» и, разбудив кучеров, попросил заложить ему для отъезда пролетку. «Кучерская изба» стоит против западного фасада дома Волконского. Отсюда начинается «Красная улица» — широкая дорога, обсаженная акациями и деревьями. Помимо «кучерской избы», на нее выходят амбар, рига и навес. За ними простирается обширный яблоневый сад, называемый «Старым». В этом саду растут две большие сосны редкой породы. Им около 300 лет. Они описаны Толстым в одном из вариантов начала незаконченного романа из эпохи Петра I.
Через дорогу, напротив риги, находятся ворота в «Красный сад», также засаженный яблонями. С востока к нему примыкает яблоневый «Молодой сад», граничащий с парком «Клины».
В южной части «Красного сада», примерно напротив литературного музея, расположена пасека на том месте, где она была и при Толстом.
Яблоневые сады, надворные постройки, пасека — следы хозяйственной деятельности Толстого, которой он увлекался особенно в 60-е гг.
На расстоянии примерно полукилометра от дома Толстого в лесу «Старый заказ», на краю оврага, возвышается простой могильный холм. По детским рассказам брата Толстого Николеньки, здесь якобы была зарыта волшебная «зеленая палочка», указывающая путь к избавлению человечества от горя, бед и страданий.
Толстой осуждал официальную церковь и отрицал религиозную обрядность, поэтому он не хотел быть похороненным на церковном кладбище и завещал похоронить себя в лесу, там, где была зарыта «зеленая палочка», без церковных обрядов.
Широкая дорога, ведущая к могиле Толстого, при его жизни была узкой лесной дорогой, продолжавшейся до реки Воронки, и называлась «Купальной». Отправляясь на прогулку или купаться, Толстой часто проходил или проезжал верхом мимо того места, которое избрал для своей могилы.
За годы Советской власти дорога к могиле Толстого стала поистине «народной тропой». Сотни тысяч людей проходят по ней ежегодно, чтобы поклониться праху великого писателя.
В восточном направлении от могилы, за поляной, спускающейся к реке Воронке, начинается дубово-липовый лес «Чепыж». Многие дубы достигают в нем 200-летнего, а в ряде случаев и 300-летнего возраста. Ими навеян Толстому образ старого дуба в «Войне и мире», мимо которого проезжает Андрей Болконский по дороге в Отрадное и обратно.
В конце 70-х гг. на одной из полян «Чепыжа» была выстроена небольшая избушка. В летние дни Толстой работал в ней, спасаясь от жары, мух, а иногда и от дождя. В «Анне Карениной» в описании грозы, застающей Кити с ребенком на лесной опушке, запечатлен подобный же случай, происшедший с С. А. Толстой на большой поляне «Чепыжа» в начале 60-х гг.
С севера к этой поляне примыкает еловая посадка, заложенная в 1890—1895 гг. и называвшаяся в семье Толстых «Елочками».
В последние годы своей жизни Толстой часто гулял и этом, тогда еще небольшом ельнике. В 1907 г. у дороги, проходящей по восточной границе посадки, была поставлена среди елок березовая скамейка. Толстой отдыхал на ней во время прогулок, и она получила название «любимой скамейки».
В непосредственной близости от усадьбы расположена деревня Ясная Поляна. При жизни Толстого это была типичная для царской России нищая бесправная деревня. Теперь на месте прогнивших от времени кособоких, душных изб, которые видел и описывал Толстой, стоят просторные, светлые, крытые железом и черепицей дома яснополянских колхозников. В деревне есть детский сад, аптека, почтовое отделение, магазин. Электричество и радио прочно вошли в быт новой яснополянской деревни.
По левую сторону дороги, идущей от Московского шоссе к музею и в деревню, высится прекрасное здание яснополянской школы-десятилетки им. Л. Н. Толстого. Этот памятник педагогической деятельности Толстого воздвигнут Советским правительством к столетию со дня рождения писателя, в 1928 г., на месте, где когда-то стоял царский кабак. Рядом со школой недавно выстроено здание образцового яснополянского детского дома для сирот, родители которых погибли в годы Великой Отечественной войны. Первый детский дом того же типа и назначения находится в самой деревне.
Направо от дороги к музею белеет обширное двухэтажное здание яснополянской больницы им. Л. Н. Толстого. Больница областного значения построена и открыта также в 1928 г.
Мимо Ясной Поляны проходит благоустроенная автострада Москва — Симферополь. Бесконечное число легковых и грузовых автомашин, автобусов ближнего и дальнего следования движется в обоих направлениях по этой автостраде. При жизни Толстого по этому шоссе, называвшемуся Киевским, брели нищие, безработные мастеровые в поисках хлеба и крова. Толстой называл шоссе своим «Невским проспектом» и часто выходил на него, чтобы побеседовать с прохожими.
Та часть Крапивенского уезда Тульской губернии, к которому Ясная Поляна принадлежала по старому административному делению, входит теперь в Щекинский район Тульской области. По своему промышленному и культурному значению этот район занимает в области одно из первых мест.
Музей-усадьба Л. Н. Толстого Ясная Поляна представляет собой культурно-историческую ценность всесоюзного и мирового значения, дорогую и близкую всему передовому, прогрессивному человечеству.