Музей-усадьба Л.Н.Толстого в Ясной Поляне

В 14 километрах к югу от Тулы находится всемирно известный музей-усадьба Ясная Поляна.

Ясная Поляна принадлежит к числу замечательных исторических памятников русской национальной культу­ры. Здесь родился и провел большую часть своей жизни великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Ясная Поляна — крупнейший в мире и один из по­пулярнейших в России литературно-меморативных музеев. Ежегодно Ясную Поляну посещают десят­ки тысяч людей.

Ясная Поляна широко известна и за пределами России. Представители стран народной демократии и дру­гих зарубежных стран из года в год посещают музей-усадьбу Л. Н. Толстого.

У въезда в усадьбу стоят две белые каменные башенки Построенные в начале XIX в. дедом писателя Н.С. Волконским. Широкая аллея, до сих пор сохранившая старинное название «Прешпект», ведет от въездных башен к дому Толстого и к литературному музею.

Литературный музей размещен в одном из двух флигелей, построенных Н. С. Волконским по бокам не су­ществующего ныне большого яснополянского дома, в ко­тором Толстой родился и провел детские годы. С 1859 по 1863 г. в этом флигеле помещалась школа, открытая Тол­стым для детей яснополянских и окрестных крестьян. Внешний вид флигеля сохранился с тех пор без измене­ний.

Экспозиция литературного музея освещает жизнен­ный и творческий путь Толстого в свете гениальной оцен­ки, данной ему В. И. Лениным.

В музее экспонированы портреты писателя в различ­ные годы его жизни, многочисленные издания его произ­ведений, иллюстрации к ним, фотокопии рукописей писа­теля, материалы, свидетельствующие об исключительной заботе  о наследии Толстого.

Неширокая тенистая аллея соединяет литературный музей с домом Толстого, именуемым иногда, в отличие от литературного, бытовым музеем.

Толстой поселился в этом доме в 1856 г., когда вер­нулся в Ясную Поляну после пяти лет военной службы на Кавказе и в Крыму.

В то время это был точно такой же флигель, как и занятый ныне литературным музеем.

После женитьбы Толстого на С. А. Берс (1862 г.) и по мере увеличения семьи к флигелю были сделаны при­стройки, существенно изменившие его первоначальный вид.

Дом писателя отличается простотой и скромностью об­становки.

Первое, что бросается в глаза в доме Толстого, — это обилие книг, размещенных в ряде комнат, даже в перед­ней, уставленной тремя большими книжными шкафами.

Это книги личной библиотеки Толстого, насчитывающей свыше 22 тысяч томов (10247 названий) на русском и иностранных языках.

Деревянная лестница ведет из передней во второй этаж.

Зал II этажа — самая большая и единственная более или менее парадная комната в скромном доме Толстого, служившая одновременно и столовой для его многочис­ленной семьи. Обеденный стол сервирован посудой, ко­торой пользовались при Толстом.

У круглого стола красного дерева Толстой обычно отдыхал по вечерам в кругу семьи, беседовал с гостями и посетителями. Среди них были писатели А. М. Горь­кий, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, В. В. Вересаев, Н. С. Лесков, В. Г. Короленко, художники И. Е. Репин, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернак, М. В. Несте­ров, замечательный русский критик В. В. Стасов, компо­зиторы А. С. Аренский и С. И. Танеев, известный русский ученый И. И. Мечников и многие, многие другие видные деятели русской культуры, а также простые русские люди и иностранцы, искавшие личного знакомства с великим писателем.

В противоположном углу зала за круглым плетеным столом собиралась молодежь — дети писателя, их друзья и знакомые.

В зале часто звучала музыка, занимавшая в жизни Толстого очень большое место. Толстой любил слушать в домашнем исполнении русские хоровые народные песни, вокальные и инструментальные произведения Чайковского, Глинки, Шопена и других русских и иностранных Композиторов. Часто он сам аккомпанировал исполните­лям на рояле или играл в четыре руки с кем-нибудь из Д0машних. Из профессиональных музыкантов играли для Льва Толстого А. С. Аренский, С. И. Танеев, А. Б. Гольденвей­зер, К. Н. Игумнов, польская пианистка Ванда Ландовска, балалаечник Трояновский и другие. Чаще всего Толстой слушал музыку, сидя в большом старинном кресле, стоящем около рояля.

На рождественских праздниках в зале устраивалась елка для крестьянских ребят.

30 декабря 1889 г. силами родных и знакомых Толсто­го здесь было дано первое представление его замеча­тельной комедии «Плоды просвещения».

Находящиеся в зале портреты писателя и членов его семьи написаны крупнейшими русскими живописцами и представляют собой большую художественную ценность.

Один из двух живописных портретов Толстого написан И. Н. Крамским (1873), другой — И. Е. Репиным (1887). Кисти И. Е. Репина принадлежит также замечательный по своим живописным достоинствам портрет старшей до­чери Толстого Татьяны Львовны (1894). Художником В. А. Серовым написан портрет жены писателя Софьи Андреевны (1892). Портрет Марии Львовны, второй до­чери Толстого, — работа Н. Н. Ге.

В зале находятся также скульптурные портреты Тол­стого работы Н. Н. Ге (1890), И. Е. Репина (1891) и П. П. Трубецкого (1899).

Большую историческую ценность представляют собой также хранящиеся в зале старинные портреты предков писателя: его прадеда —- Н. И. Горчакова (1725—1811), деда — И. А. Толстого (1757—1820), другого деда — Н. С. Волконского (1753—1821) и бабки писателя — Е. Д. Волконской (1749—1792).

Обстановка зала — сборная. Часть вещей — зеркала XVIII в. в резных позолоченных рамах, круглый стол, ломберные столы с инкрустациями — перенесена из боль­шого дома Волконских-Толстых, в котором писатель родился и провел первые детские годы. Остальная, весь­ма скромная, мебель приобреталась в разные годы семей­ной жизни Толстого его женой.

Рядом с залом небольшая комната — малая гости­ная,  служившая  в то же время  рабочей комнатой

С. А. Толстой. Здесь она принимала близких друзей дома, в их числе И. С. Тургенева и А. А. Фета. Здесь же, у окна, за небольшим письменным столом, С. А. Толстая переписывала набело рукописи писателя.

Из портретов, находящихся в комнате, наибольший интерес представляет авторизованная копия полотна И. Е. Репина, изобразившего Толстого за работой в одном из нижних кабинетов яснополянского дома, в так назы­ваемой «комнате под сводами» (1891).

Дверь из малой гостиной ведет в самую замечатель­ную по своему историческому значению комнату дома — рабочий кабинет Толстого последних восьми лет его жиз­ни (1902—1910). Все связано здесь с личностью и твор­чеством великого писателя.

За письменным столом орехового дерева, принадле­жавшим некогда отцу писателя, Николаю Ильичу, Тол­стой создал «Войну и мир», «Анну Каренину», отчасти «Воскресение», заканчивал летом 1856 г. повесть «Юность», начатую в осажденном Севастополе, писал одно из последних своих художественных произведе­ний — историческую повесть «Хаджи Мурат». Педагоги­ческие статьи Толстого, многие из его публицистических работ, очерков и рассказов написаны также за этим сто­лом.

В кабинете стоит старинный, перенесенный из большо­го дома, диван — вещь, особенно дорогая Толстому. На этом диване он родился, отдыхал на нем после работы и описал его в ряде своих художественных произведений в качестве типичной детали патриархального усадебно-помещичьего быта.

Над изголовьем дивана висят фотографии Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. А. Фета,   подаренные ими Льву Толстому в 1850 г., после его возвращения из Севастопо­ля • Петербург, Тут же висит групповая фотография Толстой среди сотрудников журнала «Современник» в Петербурге в том же году.

На смежной стене размещено 7 репродукций из аль­бома художника Н. В. Орлова «Русские мужики», издан­ного в 1909 г. с предисловием Толстого.

Около двери стоит фонограф, присланный в 1908 г. Толстому известным американским изобретателем Эдисоном в знак уважения к великому русскому писателю.                                                                         

Толстой проводил в кабинете большую часть дня. За круглым столом он завтракал по утрам, просматривал почту, читал по вечерам, а иногда и писал.

В кабинете провел Толстой и последние часы перед уходом из Ясной Поляны.

Смежная с кабинетом комната — спальня Толстого.

В спальне сохраняются кровать и ряд других вещей Толстого, в том числе одежда писателя, оставшаяся здесь после его ухода: полотняная рабочая блуза, халат, вяза­ная куртка, которую он накидывал на плечи.

Рядом с одеждой на вешалке висит стул-палка, кото­рым Толстой пользовался во время своих продолжитель­ных прогулок. В углу — хлыст для верховой езды и гим­настические гири. Несмотря на преклонный возраст, Тол­стой до последних дней занимался гимнастикой и часто ездил верхом. Смежные с кабинетом и спальней комнаты служили местом работы секретарей и помощников Тол­стого. Примыкающая к спальне комната именовалась «се­кретарской». В ней работали и жили личные секретари писателя.

За большим канцелярским столом разбирались пись­ма, газеты, журналы, поступавшие к Толстому со всех концов России и из многих зарубежных стран. Тут же секретари переписывали набело рукописи писателя, под­бирали для него материалы, подготавливали по его указа­ниям ответы на полученные письма.

На пишущей машинке размножались произведения Толстого, запрещенные царской цензурой. Иногда подоб­ная работа производилась и в соседней комнате, в основном служившей книгохранилищем и называвшейся «биб­лиотекой» или «библиотечной».

В верхнем этаже дома находится и комната С. А. Тол­стой. Комната расположена в пристройке и отделена от других помещений дома площадкой с лестницей черного хода.

За небольшим письменным столом Софья Андреевна готовила к изданию сочинения Толстого, писала дневники и воспоминания, проверяла ученические тетради внучат подписывала счета и другие хозяйственные бумаги.

Над столом — большая фотография последнего ребенка Толстых, сына Ванечки, умершего в 1895 г.

Рядом со столом стоит швейная машина. На ней Софья Андреевна шила Толстому домашние блузы, платья для детей, а потом для внуков.

Стены над кроватью и туалетом увешаны фотография­ми Толстого, его детей и внуков.

Туалет с большим зеркалом — свадебный подарок Софье Андреевне от старшего брата Толстого, Сергея Николаевича. Его фотография висит над диваном среди других фотографий родных и друзей семьи Толстых: се­стры писателя Марии Николаевны, брата С. А. Толстой К. А. Иславина, поэта А. А. Фета, критика Н. Н. Страхо­ва, художника Н. Н. Ге, композитора С. И. Танеева и других близких людей.

В нижнем этаже находятся две комнаты, поперемен­но служившие Толстому кабинетом до того времени, как он был устроен наверху.

Одну из них, «комнату под сводами», Толстой особен­но любил за тишину и уединенность. Здесь в начале 60-х гг. писатель приступил к работе над одним из вели­чайших своих произведений — романом «Война и мир». Здесь же в 80-е и 90-е гг. он работал над обличительным трактатом «Так что же нам делать?», романом «Воскре­сение», драмой «Власть тьмы».

Под эти прохладные своды Толстой возвращался пос­ле жаркого летнего дня, проведенного в тяжелой физиче­ской работе на крестьянских полях. Общий вид комнаты тех лет с ее суровой трудовой обстановкой запечатлен на полотне И. Е. Репина «Толстой за работой в комнате под сводами» (1891 г.). С 1902 г. в комнате жили дочери пи­сателя. Одна из них — Мария Львовна — скончалась здесь же, на руках у отца, 27 ноября 1906 г.

С 1871 по 1887 г. кабинет Толстого помещался в дру­гой комнате нижнего этажа, впоследствии получившей название «нижней библиотеки» благодаря обилию нахо­дящихся в ней книг. Здесь были написаны роман «Анна Каренина», «Исповедь», наброски романов из времен Петра I и декабристов.

8  пору работы над «Азбукой» (начало 70-х гг.) Тол­стой с помощью домашних обучал в этой комнате кресть­янских ребят. С 1887 г. в ней останавливались приезжаю­щие.

Обстановка комнаты 70—80-х годов воспроизведена Толстым в «Анне Карениной» в описании деревенского кабинета Константина Левина (ч. I, гл. XXVI).

9  ноября 1910 г. в этой комнате происходило проща­ние с телом Толстого, привезенным в Ясную Поляну со станции Астапово. Гроб стоял в правой части комнаты, изголовьем к окну.

Против входа в дом растет большой старый вяз, на­зывавшийся в семье Толстых «деревом бедных». Под его раскидистыми ветвями на скамейке обычно ожидали Тол­стого крестьянские ходоки, безработные, нищие, прихо­дившие за материальной помощью или просившие заступ­ничества от произвола царских властей. Такого рода встречи и беседы, происходившие почти ежедневно, опи­саны Толстым в очерках «Бродячие люди» (из цикла «Три дня в деревне». 1909—1910 гг.).

Цветочные клумбы, разбитые перед террасой и «де­ревом бедных», были постоянным предметом забот С. А. Толстой.

За клумбами, на песчаной площадке, был крокет. Сре­ди подступающих к площадке деревьев стояли гимнасти­ческие приборы. Толстой всю жизнь занимался гимна­стическими упражнениями и до старости играл в теннис, крокет и другие спортивные игры. С особым увлечением Играл он в городки, чаще всего на дорожке, ведущей от дома к флигелю, занятому ныне литературным музеем.

Дорожка проходит мимо белого камня, обозначающего местонахождение большого дома, в котором Толстой родился провел детские годы.

Сейчас на месте этого дома растут деревья, посаженные Толстым В 1856 г.

По другую сторону дорожки расположен небольшой летний павильон, построенный в 1888 г. для приема кресть­ян, лечившихся у дочери Толстого Марии Львовны. Иног­да в павильоне останавливались гости, в их числе И. Е. Репин и Н. Н. Ге.

За «деревом бедных», против входа в дом Толстого, находятся ворота в яблоневый, так называемый «Красный сад». Через этот сад 9 ноября (ст. ст.) 1910 г. несли тело Толстого к могиле, находящейся в лесу — «Старом за­казе».

Направо от ворот, за невысокой каменной белой огра­дой, расположен хозяйственный дворик с дровяным сара­ем, ледником и так называемой «белой кухней». В ней приготовлялась пища для домашней прислуги и жила ку­харка.

За двориком начинается липовый парк «Клины». Он разбит на четыре окаймленных старыми липами квадрата, каждый из которых делится дорожкой на два треугольни­ка, засаженных яблонями. Треугольники сходятся верши­нами к центру, где растет большой вяз, а раньше рос дуб. По семейным преданиям, под этим дубом играл крепо­стной оркестр Н. С. Волконского. В «Клинах» Толстой обычно гулял по утрам, перед работой.

С юга к парку примыкает небольшой участок фруктово-ягодных насаждений, среди которых стоит теплица.

Восточная липовая аллея «Клинов» переходит в бере­зовую и приводит в нижний парк, лежащий за ягодником и теплицей. 

Нижний парк — один из самых живописных участков усадьбы. Он расположен по южному склону, на уступах которого находятся три пруда: «Верхний» — ближний к теплице и уже почти высохший, «Средний» — глубокий и обширный пруд с купальней и «Нижний», или «Кошачий», лежащий в котловине. Вблизи этого пруда, в юго-восточ­ном углу нижнего парка, возвышается на столбах бесед­ка, построенная по желанию Толстого в конце 90-х гг. на месте беседки, стоявшей здесь в его детские годы. По се­мейным воспоминаниям, здесь любила отдыхать рано умершая мать Толстого Мария Николаевна.

Поднявшись от «Нижнего» пруда к «Среднему», мож­но по его плотине выйти на «Прешпект».

Нижнюю часть «Прешпекта» составляет обсаженная деревьями плотина четвертого — «Большого» яснополян­ского пруда. В этом пруду Толстой иногда купался с крестьянскими ребятами, зимой катался по нему на конь­ках.

Общий вид этой части усадьбы с въездными башня­ми, «Большим» прудом и «Прешпектом» очень точно вос­произведен в «Войне и мире», в описании посещения Андреем Болконским Лысых Гор, опустевших перед на­шествием неприятеля. В нерасчищенных снежных сугро­бах «Прешпекта» вязнет кибитка явившихся в Лысые Горы князей Курагиных. Название «Прешпект» встре­чается в повести «Поликушка».

С противоположной нижнему парку стороны к «Прешпекту» примыкает яблоневый сад, спускающийся от де­ревьев, растущих на месте старого дома, к «Большому» пруду. Живописный вид, открывавшийся с балкона боль­шого дома на пруд, описан Толстым’ в «Юности» (гл. XXXII).

Яблоневый сад пересекает дорога, ведущая от «Преш­пекта» к зданию строгой архитектуры XVIII в. Местное население называет его «домом Волконского». Проис­хождение этого названия точно не выяснено. По одним сведениям, оно объясняется тем, что дед писателя Н. С. Волконский жил в этом доме в пору строительства большого дома и флигелей, по другим — дом был постро­ен Волконским позднее для дворовых. Достоверно одно:В этом доме помещалась ковровая крепостная фабрика Волконского. В последние годы жизни Толстого в центральной части здания был устроен коровник с сеновалом наверху. В левом (западном) крыле помещалась кухня для рабочих усадьбы, в правом — контора и квартира управляющего. Несколько раньше в том же крыле нахо­дилась живописная мастерская старшей дочери писателя Татьяны Львовны.

Напротив дома Волконского, параллельно ему, стоит скотный двор. В правой части здания был каретный са­рай. В нем стояли экипажи и хранилась сбруя. Сейчас здесь выставлена для обозрения пролетка, на которой Толстой уехал навсегда из Ясной Поляны. Перед этим он зашел в «кучерскую избу» и, разбудив кучеров, попросил заложить ему для отъезда пролетку. «Кучерская изба» стоит против западного фасада дома Волконского. Отсю­да начинается «Красная улица» — широкая дорога, об­саженная акациями и деревьями. Помимо «кучерской избы», на нее выходят амбар, рига и навес. За ними про­стирается обширный яблоневый сад, называемый «Ста­рым». В этом саду растут две большие сосны редкой по­роды. Им около 300 лет. Они описаны Толстым в одном из вариантов начала незаконченного романа из эпохи Петра I.

Через дорогу, напротив риги, находятся ворота в «Красный сад», также засаженный яблонями. С востока к нему примыкает яблоневый «Молодой сад», гранича­щий с парком «Клины».

В южной части «Красного сада», примерно напротив литературного музея, расположена пасека на том месте, где она была и при Толстом.

Яблоневые сады, надворные постройки, пасека — сле­ды хозяйственной деятельности Толстого, которой он увле­кался особенно в 60-е гг.

На расстоянии примерно полукилометра от дома Тол­стого в лесу «Старый заказ», на краю оврага, возвышает­ся простой могильный холм. По детским рассказам брата Толстого Николеньки, здесь якобы была зарыта волшеб­ная «зеленая палочка», указывающая путь к избавлению человечества от горя, бед и страданий.

Толстой осуждал официальную церковь и отрицал ре­лигиозную обрядность, поэтому он не хотел быть похоро­ненным на церковном кладбище и завещал похоронить себя в лесу, там, где была зарыта «зеленая палочка», без церковных обрядов.

Широкая дорога, ведущая к могиле Толстого, при его жизни была узкой лесной дорогой, продолжавшей­ся до реки Воронки, и называлась «Купальной». Отправ­ляясь на прогулку или купаться, Толстой часто проходил или проезжал верхом мимо того места, которое избрал для своей могилы.

За годы Советской власти дорога к могиле Толстого стала поистине «народной тропой». Сотни тысяч людей проходят по ней ежегодно, чтобы поклониться праху великого писателя.                                                                

В восточном направлении от могилы, за поляной, спу­скающейся к реке Воронке, начинается дубово-липовый лес «Чепыж». Многие дубы достигают в нем 200-летнего, а в ряде случаев и 300-летнего возраста. Ими навеян Тол­стому образ старого дуба в «Войне и мире», мимо кото­рого проезжает Андрей Болконский по дороге в Отрадное и обратно.

В конце 70-х гг. на одной из полян «Чепыжа» была выстроена небольшая избушка. В летние дни Толстой работал в ней, спасаясь от жары, мух, а иногда и от дождя. В «Анне Карениной» в описании грозы, застающей Кити с ребенком на лесной опушке, запечатлен подобный же случай, происшедший с С. А. Толстой на большой по­ляне «Чепыжа» в начале 60-х гг.

С севера к этой поляне примыкает еловая посадка, за­ложенная в 1890—1895 гг. и называвшаяся в семье Тол­стых «Елочками».

В последние годы своей жизни Толстой часто гулял и этом, тогда еще небольшом ельнике. В 1907 г. у дороги, проходящей по восточной границе посадки, была постав­лена среди елок березовая скамейка. Толстой отдыхал на ней во время прогулок, и она получила название «люби­мой скамейки».

В непосредственной близости от усадьбы расположена деревня Ясная Поляна. При жизни Толстого это была ти­пичная для царской России нищая бесправная деревня. Теперь на месте прогнивших от времени кособоких, душ­ных изб, которые видел и описывал Толстой, стоят про­сторные, светлые, крытые железом и черепицей дома яснополянских колхозников. В деревне есть детский сад, аптека, почтовое отделение, магазин. Электричество и ра­дио прочно вошли в быт новой яснополянской де­ревни.

По левую сторону дороги, идущей от Московского шоссе к музею и в деревню, высится прекрасное здание яснополянской школы-десятилетки им. Л. Н. Толстого. Этот памятник педагогической деятельности Толстого воз­двигнут Советским правительством к столетию со дня рождения писателя, в 1928 г., на месте, где когда-то стоял царский кабак. Рядом со школой недавно выстроено зда­ние образцового яснополянского детского дома для сирот, родители которых погибли в годы Великой Отечественной войны. Первый детский дом того же типа и назначения на­ходится в самой деревне.

Направо от дороги к музею белеет обширное двух­этажное здание яснополянской больницы им. Л. Н. Тол­стого. Больница областного значения построена и откры­та также в 1928 г.

Мимо Ясной Поляны проходит благоустроенная авто­страда Москва — Симферополь. Бесконечное число лег­ковых и грузовых автомашин, автобусов ближнего и дальнего следования движется в обоих направлениях по этой автостраде. При жизни Толстого по этому шоссе, на­зывавшемуся Киевским, брели нищие, безработные масте­ровые в поисках хлеба и крова. Толстой называл шоссе своим «Невским проспектом» и часто выходил на него, чтобы побеседовать с прохожими.

Та часть Крапивенского уезда Тульской губернии, к которому Ясная Поляна принадлежала по старому адми­нистративному делению, входит теперь в Щекинский рай­он Тульской области. По своему промышленному и куль­турному значению этот район занимает в области одно из первых мест.

Музей-усадьба Л. Н. Толстого Ясная Поляна пред­ставляет собой культурно-историческую ценность всесо­юзного и мирового значения, дорогую и близкую всему передовому, прогрессивному человечеству.

Комментарии запрещены.

Используйте поиск