В.В.Стасов о Толстом-художнике и публицисте (часть 1)

Выдающийся критик-демократ Владимир Васильевич Стасов родился за четыре года до рождения Льва Николаевича Толстого и четырьмя годами раньше его умер.
Едва ли не с детства Стасов проявлял глубокий интерес к искусству и литературе. В своих воспоминаниях он рассказывает, что еще в школьные годы с жадностью читал Лермонтова, Белинского. „У нас только и было разговору, рассуждений, споров, толков что о Белинском да о Лермонтове… Никакие классы, курсы, писания сочинений, экзамены и все прочее не сделали столько для нашего образования и развития, как один Белинский со своими ежемесячными статьями”.
По признанию Стасова, уже в самом начале его сознательной жизни идеи Белинского легли в основу его будущих взглядов на искусство.
Большое влияние на Стасова имел также Чернышевский. Основной тезис диссертации последнего —„прекрасное есть жизнь как она нам представляется”; его требование к искусству — не только реалистически изображать действительность, но и выносить приговор над ней,— все это Стасов кладет во главу угла своих эстетических взглядов.
Пламенные статьи Стасова, его неутомимая энергия, его горячая помощь всему молодому, талантливому сыграли огромную прогрессивную роль в борьбе за демократически-боевое русское искусство, за развитие передовой идеи служения искусства и литературы интересам общества, народа. Конечно, нельзя отожествлять эстетические воззрения Чернышевского со взглядами Стасова, но, бесспорно, последний, in пытав на себе благотворное влияние идей великого критика-демократа, старался применять его принципы эстетики в своих суждениях об искусстве и литературе.
Стасов всегда находился в центре литературно-художественной жизни. Он был лично знаком со многими выдающимися людьми своего времени. Среди них были писатели: Герцен, Тургенев, Гончаров, Толстой, Горький; композиторы: Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Рубинштейн; художники: Перов, Крамской, Репин, Суриков, Верещагин. Многочисленные статьи, обзоры, полемические выступления Стасова были тесно связаны с злободневными вопросами •современности, насыщены страстной борьбой за реалистическое искусство, близкое народу.
Будучи глубоко принципиальным в теоретических вопросах, Стасов являлся неизменным проводником идей Белинского, Чернышевского и Добролюбова в области эстетики и художественного творчества во всех его проявлениях.
Художественно-критическая деятельность Стасова была поистине энциклопедична. Он не только в одинаковой мере был эрудирован и в изобразительных искусствах и в музыке, —но в каждой из этих областей играл руководящую роль; так же сведущ был он и в вопросах литературы.
Еще в конце 40-х годов Стасов выступил с критическими работами по живописи и музыке, опубликовал статьи о современных ему художниках — Антокольском, Крамском, Верещагине, о композиторах — Глинке, Бородине.
Стасов был одним из самых ранних и ревностных пропагандистов музыкального творчества Глинки и Даргомыжского, идейным воспитателем целой группы композиторов-новаторов, известных под именем „могучей кучки”. Он вырастил и выпестовал „могучую кучку” русских композиторов, подыскивая им сюжеты, темы для музыкальных произведений, создавая в отдельных случаях либретто. Стасов содействовал Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Бородину в написании знаменитых опер: „Борис Годунов”, „Садко”, „Князь Игорь” и др.
И с такой же несокрушимой энергией Стасов еще в самом начале 60-х гг. выступил поборником национально-реалистического искусства передвижников, в противовес обветшалой живописи Академии художеств.
В 60—70-е годы, в соответствии с развитием в стране демократического движения, в изобразительном искусстве растет новое направление, которое творчеству академической школы предпочитает искусство, связанное с современной жизнью. В 1870 г. образуется новое общество художников-
„ Товарищество передвижных выставок”. В него вошли
Перов, Крамской, Шишкин, Васнецов, Левитан и др. Репин и Суриков также принадлежали к этой группе. Находясь под влиянием взглядов Белинского, Чернышевского, Добролюбова, „передвижники” своими произведениями выражали гневный протест против крепостнических порядков в России, одной стороны, и горячую любовь к трудовому народу и родной природе,— с другой.
Против передвижников резко выступила реакционная печать, которая обвиняла их в том, что они „оскверняют высокое искусство”, пишут картины на „низменные” темы, показывая в них жизнь простых людей, их горести и радости.
Стасов энергично поддерживал новое, прогрессивное направление в живописи и одновременно вел решительную борьбу с противниками передвижников. Он, подобно Чернышевскому, считал, что простой человек из народа с его чувствами, мыслями, стремлениями должен быть главным предметом изображения в искусстве, что отображение окружающей жизни с ее задачами должно прежде всего занимать внимание художника. В жизни пореформенной России Стасов видел страдания, бедность, несправедливость, насилия; поэтому его привлекали картины Перова, Репина и др., в которых правдиво изображался народный быт и воплощен был протест против диких насилии и произвола царского самодержавия. Он высоко ценил творчество Верещагина, прославившего самоотверженность, геройство русского солдата.
Стасов называл передвижников „людьми протеста”, они были дороги ему, как обличители лжи господствующих классов, бунтари против буржуазных порядков, защитники угнетенных. Настоящее искусство, по мнению Стасова, только там, „где есть сила негодования, где дышит протест и страстное желание гибели тому, что тяготит и давит свет”.
Горячую любовь Стасова к искусству отметил А. М. Горький. В своих воспоминаниях он писал: „Его стихиен, религией и богом было искусство, он всегда казался пьяным от любви к нему, и—бывало — слушая его торопливые, наскоро построенные речи, невольно думалось, что он предчувствует великие события в области творчества, что он стоит накануне создания каких-то крупных произведений литературы, музыки, живописи, всегда с трепетною радостью ребенка ждет светлого праздника”1.
Соответственно важной роли искусства в жизни и художественная критика, в понимании Стасова, должна содействовать

Pages: 1 2 3 4

Комментарии запрещены.

Используйте поиск