В.И.Ленин о Толстом

Статья В.И.Ленина "Лев Толстой, как зеркало русской революции"

Фотокопия рукописи "Лев Толстой, как зеркало русской революции" 1908 г.

В. И. Ленин высоко ценил художественные произведения писателя и гордился тем, что Толстому, как художнику нет равного в Европе.

А. М. Горький в своих воспоминаниях Ленине рассказывает: «Как-то пришел к нему и — вижу: на столе лежит том «Войны и мира».
— Да, Толстой! Захотелось прочитать сцену охоты, да вот, вспомнил, что надо написать товарищу. А читать — совершенно нет времени. Только сегодня ночью прочитал вашу книжку о Толстом.
Улыбаясь, прижмурив глаза, он с наслаждением вытянулся в кресле и, понизив голос, быстро продолжал:
— Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник… И — знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было.
Потом, глядя на меня прищуренными глазками, спросил:
— Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Сам себе ответил:
— Некого.
И, потирая руки, засмеялся, довольный». (М. Горький. «В. И. Ленин».)

В. И. Ленин посвятил анализу литературного наследия Толстого семь статей: «Лев Толстой, как зеркало русской революции» (1908); «Не начало ли поворота?» (1910); «Л. Н. Толстой» (1910); «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение» (1910); «Толстой и пролетарская борьба» (1910); «Герои «оговорочки» (1910); «Л. Н. Толстой и его эпоха» (1911). Много упоминаний о Толстом мы находим и в других работах В. И. Ленина. Статьи Ленина о Толстом — гениальный образец глубоко научного, партийного анализа творчества писателя во всем богатстве и многообразии его содержания, во всей его сложности и противоречивости.

В. И. Ленин высоко ценил Толстого как гениального писателя, страстного обличителя и великого критика капитализма, чье творчество содержит «…замечательно сильный, непосредственный и искренний протест против общественной лжи и фальши…» Великий художник, по словам В. И. Ленина, «…с громадной силой, уверенностью, искренностью поставил целый ряд вопросов, касающихся основных черт современного политического и общественного устройства».

Наиболее сильной стороной наследия Толстого Ленин считал его острое и бесстрашное обличение эксплуататорского строя, «трезвый реализм» писателя. Мысль о Толстом как беспощадном обличителе капитализма, умевшем вскрывать всю глубину «…противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс…» , В. И. Ленин провел через все свои статьи о великом писателе.

Еще в 1901 г., в статье «Аграрный вопрос и «критики Маркса» В. И. Ленин отметил, что Толстой является глубоким наблюдателем и обличителем буржуазного строя, несмотря на реакционную наивность своей теории. В статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции», написанной через 7 лет, В. И. Ленин вновь отметил, что в наследии Толстого содержатся «… самый трезвый реализм, срывание всех и всяческих масок…».

Ленин указывал, что обличение эксплуататорского строя является характерной чертой не только позднего, но и раннего творчества Толстого.

С критическим реализмом Толстого, с умением писателя ставить самые острые проблемы действительности В. И. Ленин связывал величие и мировое значение Толстого-художника, его мировую известность как мыслителя. Великий художник, указывал он, не может не отразить в своем творчестве существенные стороны революции.

Л. Н. Толстой с огромной силой выразил силу и,, слабость, мощь и ограниченность крестьянского движения в период первой русской революции, воплотил важнейшие черты ее исторического своеобразия. И именно поэтому его творчество приобрело мировое значение. «Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции»
В статье «Л. Н. Толстой», носившей в корректуре выразительный заголовок «Значение Л. Н. Толстого в истории русской революции и русского социализма», В. И. Ленин обосновал связь толстовского обличения с освободительной борьбой русского народа.

Толстой, по словам В. И. Ленина, «…сумел с замечательной силой передать настроения широких масс, угнетенных современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования» . Отражая настроения трудового крестьянства, в котором условия крепостного гнета, чиновничьего произвола и капиталистического грабежа накопили горы злобы и ненависти, художник сумел возвыситься до горячего и страстного отрицания всех основ буржуазного государства, частной поземельной собственности, угнетения человека человеком, сумел облечь свой протест в такие художественные и публицистические формы, которые придали его наследию непреходящее значение.

Небывалая в истории мировой литературы острота и сила обличения капитализма у Толстого выражала, по Ленину, небывалую силу и размах народного недовольства помещичье-буржуазным строем. Критика капитализма в творчестве писателя отражала настроения самых широких народных масс, перелом во взглядах миллионов, их протест против эксплуатации и угнетения.

Глубину (толстовской критики капитализма В. И. Ленин мерил международным масштабом. «Великое народное море, взволновавшееся до самых глубин, со всеми своими слабостями и всеми сильными своими сторонами отразилось в учении Толстого», — писал он в статье «Толстой и пролетарская борьба» ‘.

Высоко ценя гениальные произведения Толстого, Ленин отметил в учении и творчестве писателя кричащие противоречия, являвшиеся отражением реальных жизненных противоречий эпохи. Выражая настроения патриархальной крестьянской демократии со всеми присущими ему противоречиями и слабостями, Толстой не смог указать народу путь избавления от строя рабства и насилия.

Борьба с крепостническим-полицейским государством и казенной церковью совмещалась у него с отрицанием всякой политики, с проповедью новой, «очищенной» религии. Ошибочные выводы делал Толстой и из своего отрицания частной поземельной собственности и из своего гневного, полного страсти, обличения капитализма.

В. И. Ленин подверг критике слабые стороны мировоззрения писателя, его теорию личного самоусовершенствования и «непротивления злу насилием», его проповедь всепрощения и «всеобщей любви». Ленин объяснил, что в наследии Толстого отошло безвозвратно в прошлое и что принадлежит в нем будущему. Живут и вечно будут жить «трезвый реализм» писателя, созданные им «несравненные картины русской жизни».

Художественные творения Толстого «…всегда будут ценимы и читаемы, массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов…».

Будущему принадлежит и содержащаяся в творчестве Толстого «…беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления…»которые помогают трудовому народу лучше узнать своих врагов.

В прошлое отойдет религиозно-нравственное учение Толстого, находящееся в противоречии с единственно верной теорией, способной привести человечество к освобождению от капиталистического гнета, — с научным социализмом.

Комментарии запрещены.

Используйте поиск