Начало литературной деятельности Толстого

Студент Лев Толстой. Рисунок карандашом.

Портрет Толстого-Студента. Рисунок неизвестного художника. Карандаш. 1847 г.

Свою литературную деятельность Толстой начал в Москве, в декабре 1850 г. Первым его художественным , замыслом была не дошедшая до нас «Повесть из цыганского быта».

В январе 1851 г. он начал вторую повесть «История вчерашнего дня», которая осталась незаконченной. К марту этого года относится начало работы над большим произведением «Четыре эпохи развития», из которого впоследствии им были осуществлены только «Детство», «Отрочество» и «Юность». Предполагавшаяся еще по­весть «Молодость» так и не была написана.

В конце апреля 1851 г. Толстой уехал на Кавказ, где пробыл до 1854 г., участвуя сначала добровольцем, а за­тем в качестве юнкера и офицера в военных действиях, которые вела русская армия против Шамиля. На Кавка­зе Толстой написал свои первые повести: «Детство» (1851 — 1852), «Отрочество» (1853—1854) и ряд расска­зов из военного быта. Там же были начаты «Роман рус­ского помещика» и повесть «Казаки».

Уже в первых своих произведениях Толстой высту­пил против несправедливостей и уродств крепостниче­ской действительности. Глубокая пропасть между кресть­янином и помещиком, между интересами народных масс и кучки богатых людей ощущалась Толстым как явление, противное самой природе человека.

Повести «Детство», «Отрочество» и написанная в 1855—1856 гг. повесть «Юность» составляют трилогию, содержанием которой является история внутреннего ро­ста и духовного становления молодого дворянина Николеньки Иртеньева. Глубоко и проникновенно раскрыты в трилогии сложные душевные переживания юного героя.

Повесть «Детство» посвящена той поре, когда, нахо­дясь в привычной атмосфере патриархально-помещичьего быта, юный Николенька Иртеньев воспринимает окру­жающую жизнь как светлую безоблачную идиллию. Однако подрастая, наблюдательный и впечатлительный мальчик начинает, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо ощущать несправедливость такого устройства жизни, при котором у одних «все есть», а дру­гие лишены самого необходимого. Духовное возмужание

героя, рост его критического отношения к действительно­сти составляют тему «Отрочества» и особенно «Юности».

Наряду с типичными образами дворян-аристократов — отца, бабушки, семьи Корнаковых, Ивиных, князя Ивана Иваныча и других, которых писатель изображает крити­чески, Толстой с большой теплотой рисует в трилогии образы простых людей из народа — крепостной эконом­ки Натальи Савишны, бедного учителя Карла Ивановича, горничных Маши и Гаши, студентов-разночинцев. Люди подневольные, бедные, зависимые, они, однако, стоят в моральном отношении выше аристократов с их высоко­мерием и душевной пустотой.

«Повести «Детство», «Отрочество» и «Юность» были опубликованы  в  передовом  журнале  того времени–«Современнике», возглавлявшемся Н. А. Некрасовым, а с 1856 г. также и Н. Г. Чернышевским. Критика едино­душно отметила эти повести как выдающееся явление в русской литературе.

Комментарии запрещены.

Используйте поиск