Лев Толстой в начале 1860-х гг. Педагогическая деятельность Толстого.

Начало 60-х гг. — период увлечения Толстого педаго­гической деятельностью. К этому времени относятся его преподавание в знаменитой Яснополянской школе, из­дание педагогического журнала «Ясная Поляна» и созда­ние ряда педагогических статей: «О народном образова­нии», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и об­разование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» и других. К этому периоду относится также работа писателя над книгами для детей.

Наряду с педагогической деятельностью Лев Толстой про­должал работу и над художественными произведениями. Он начал роман «Декабристы» и рассказ «Холстомер», написал рассказы «Тихон и Маланья» (1860—1862), «Поликушка» (1861 —1862) и завершил повесть «Ка­заки».

В зтом зале посетители знакомятся с темами: «Педаго­гическая деятельность Толстого», «Повесть «Казаки», «Расказ   «Холстомер»,   «Женитьба   Л. Н.   Толстого».

Постоянное общение с крепостными крестьянами, стремление облегчить их участь, убежденность в необхо­димости просвещения для народа привели Толстого к ос­нованию в Ясной Поляне школы для крестьянских детей. Открытие школы состоялось в 1859″г.

В середине 1860 г. Лев Толстой вторично поехал за грани­цу. Целью путешествия было желание ознакомиться с постановкой дела народного образования в Европе, «что­бы никто не смел мне в России указывать по педагогии на чужие края и чтобы быть au niveau [на уровне] всего, что сделано по этой части».

Лев Толстой выехал за границу 2 июля 1860 г. и вернулся на родину 11 апреля 1861 г. За это время он побывал в Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, изу­чая школьное дело в этих странах. «… Я мог бы написать целые книги о том невежестве, которое видел в школах Франции, Швейцарии и Германии», — писал он по воз­вращении из-за границы. «Был в школе, — записал он в дневнике после посещения одной из немецких школ. — Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испу­ганные, изуродованные дети» (запись 17(29) июля 1860 г.).

Вернувшись в Ясную Поляну, Лев Толстой организует в близлежащих деревнях целую сеть школ. Для распро­странения опыта этих школ и пропаганды педагогических воззрений Толстого служил журнал «Ясная Поляна», из­дававшийся писателем в 1862 г.

Н. Г. Чернышевский в рецензии на первые номера журнала «Ясная Поляна» отметил прогрессивное значение педагогической деятельности Толстого. В школе Толсто­го, писал он, нет муштры, зубрежки, трафарета, ца­рит образцовый порядок, порожденный горячим инте­ресом детей к своим занятиям. Школа Толстого стремит­ся отвечать потребностям народа. В ней господствует дух уважения к личности ученика. Вместе с этим Чернышев­ский подверг резкой критике утверждения Толстого, буд­то народ «противодействует» образованию, будто «не су­ществует никакой науки образования и воспитания» и мы «не можем знать того, в чем должно состоять образо­вание народа».

Педагогическая деятельность Толстого вызвала рез­кое неодобрение и подозрения царских властей. Летом 1862 г., в отсутствие Толстого, жандармы произвели в Ясной Поляне обыск, что глубоко возмутило писателя. В 1863 г. Лев Толстой прервал занятия в школе, отдавшись работе над «Войной и миром».

В конце 60-х гг., после окончания романа «Война и мир», Лев Толстой вернулся к педагогической деятельности. Много труда вложил он в создание своей «Азбуки». «Гор­дые мечты мои об этой азбуке, — писал он, — вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения рус­ских всех детей — от царских до мужицких — и первые впечатления поэтические получат из нее».

«Азбука» вышла в свет в 1872 г. В 1875 г. Лев Толстой издал «Новую азбуку» и четыре «Книги для чтения». Го­дом раньше появилась его известная статья «О народном образовании», в которой писатель с новой силой и остро­той поставил вопрос о школьном образовании в России.

 

 

Комментарии запрещены.

Используйте поиск