Лев Толстой в 1880-1900-х гг. О романе “Воскресенье”

Лев Толстой за работой 1891 г.
В начале 80-х гг. завершился давно назревший перелом в мировоззрении Толстого. Писатель решительно порвал со взглядами дворянской среды, к которой принадлежал по рождению и воспитанию, перешел на позиции патриархального крестьянства и в своих последних произведениях «…обрушился с страстной критикой на псе современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».
Мировоззрению и творчеству великого художника были присущи глубокие противоречия. Будучи выразителем настроений патриархальной деревни с присущими ей политической незрелостью, стихийностью, неорганизованностью, Лев Толстой не понимал исторической роли рабочего класса, отстранялся от политики, отрицал революционные формы классовой борьбы, призывал к непротивлению злу насилием и нравственному самоусовершенствованию как единственному средству изменить существующий строй. В учении и творчестве Толстого, таким образом, есть и «разум» и «предрассудок», и то, что отошло в прошлое, и то, что принадлежит будущему.
В последний период своей жизни Лев Толстой написал повести «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», рассказы «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «Дьявол», «Кто прав?», пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп», роман «Воскресение», повесть из эпохи 50-х гг. «Хаджи Мурат», рассказы «После бала», «Фальшивый купон» и другие произведения.
В это же время Лев Толстой создал ряд публицистических произведений, в том числе знаменитый трактат «Что такое искусство?»
Экспозиция восьмого зала развернута по следующим темам: «Творчество Толстого 1880-х гг.», «Драматургия Толстого», «Творчество Толстого 1890-х гг.», «Роман «Воскресение», «Лев Толстой — обличитель буржуазного строя Европы и Америки», «Творчество Толстого 1900-х гг.», «Повесть «Хаджи Мурат», «Уход из Ясной Поляны. Кончина Толстого», «Лев Толстой и русская литература», «Лев Толстой и русское искусство».
В зале выставлены прижизненные портреты Толстого работы выдающихся русских мастеров кисти и резца.
Творчество Льва Толстого 1880-х гг.
В 1881 г. Лев Толстой с семьей поселился в Москве. В 1882 г. он участвовал в трехдневной московской переписи. Глубокое изучение жизни фабричных рабочих, крестьян-сезонников, обитателей ночлежных домов открыло ему глаза на ужасы городской нищеты. В ряде публицистических произведений («Исповедь», «О переписи в Москве», «Так что же нам делать?» и др.) Лев Толстой с огромной силой запечатлел бедственное положение городского люда, особенно крестьян, вытолкнутых из деревни и обреченных в городе на каторжный труд и нещадную эксплуатацию.
В 1880-е гг. Лев Толстой создает и серию ярких, образных народных рассказов, написанных простым, ясным языком, серию легенд, сказок и притч: «Чем люди живы», «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог», «Упустишь огонь — не потушишь», «Девчонки умнее стариков», «Два старика», «Свечка», «Как чертенок краюшку выкупал», «Крестник», «Работник Емельян и пустой барабан» и др.
Многие рассказы обличают лживость, корыстность, алчность господ, стяжательство кулаков-мироедов. Но, религиозные по идейной направленности, они призывают не к борьбе, а к покорности и смирению.
«Народные рассказы», как и многие публицистические произведения Толстого, издавались многотысячными тиражами издательством «Посредник» и широко распространялись в народе.
Драматургия Льва Толстого

Программа домашнего спектакля Л.Н.Толстого 1889 г.
Среди произведений Толстого 1880—1900-х гг. видное место занимают его пьесы: «Власть тьмы» (1886), «Плоды просвещения» (1889), «Живой труп» (1900).
В своих драматургических произведениях Лев Толстой гневно обличает социальные уродства старой России, высмеивает умственное убожество и опустошенность господствующих классов, ставит острейшие вопросы общественной жизни.
«Власть тьмы» — драма об отсталой, темной пореформенной деревне, которая, по словам Ленина, была отдана на поток и разграбление капиталу. С большой художественной силой рисует писатель губительную власть денег, разрушающих вековые устои крестьянской жизни, уродующих психику людей, насаждающих волчьи законы стяжательства и взаимной ненависти. Устами своих героев Митрича и Акима писатель осуждает эту тлетворную губительную силу, но противопоставляет ей только патриархально-крестьянские идеалы кротости и всепрощения.
Драма «Власть тьмы» потрясает зрителей глубиной и правдивостью изображения крестьянской психологии, великолепным народным языком. Она имела огромный успех на русской сцене и за границей.
Пьеса «Плоды просвещения», носившая вначале название «Исхитрилась», продолжила плодотворную, глубоко народную традицию русской классической комедии.
Всем своим сатирическим острием она направлена против праздного столичного барства с его пустой лицемерной жизнью и фальшивой моралью. Умственно ничтожным помещикам Звездинцевым и псевдоученому Кругосвет-лову в комедии противостоят простые мужики, посланцы нищей, разоренной деревни. Но именно они — люди глубокого ума и трезвого, серьезного взгляда на жизнь. Лев Толстой разоблачает в этой пьесе буржуазно-дворянскую культуру.
Теме обличения буржуазной морали посвящена пьеса Толстого «Живой труп». Автор раскрывает в ней фальшь и лицемерие семейных отношений, которые в собственническом обществе зиждутся не на живом чувстве, а на меркантильных интересах или полицейском принуждении. Раскрывая душевную драму незаурядного человека Федора Протасова, не желающего мириться с окружающей пошлостью и грязью, Лев Толстой возвышается до отрицания всего господствующего строя помещичье-дворянской России.
Пьесы Толстого являются выдающимися произведениями русской и мировой драматургии.
А. М. Горький ставил пьесы Толстого в ряд с лучшими произведениями драматического искусства: «Прекрасные наши комедии «Горе от ума», «Ревизор», «Плоды просвещения», — писал он, — отнюдь не хуже комедий Мольера и. Бомарше».
Пьеса «Живой труп» очень нравилась В. И. Ленину. Н. К. Крупская рассказывает: «Приехала как-то в Берн русская труппа, игравшая на немецком языке; ставили пьесу Л. Толстого «Живой труп»… Играли очень хорошо. Ильича, который ненавидел до глубины души всякое мещанство, условность, эта пьеса чрезвычайно разволновала. Потом он хотел еще раз пойти ее смотреть».
Драматургия Толстого сыграла большую роль в развитии русского театра. Вместе с пьесами Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Чехова, Горького драматические произведения Толстого составили золотой фонд нашего классического репертуара. Еще до революции крупнейшие русские театры — Малый, Художественный и другие — дали сценическую жизнь драматургическим творениям писателя.
Драматургия Толстого прочно вошла и в репертуар советских театров. Во многих театрах, особенно в МХАТ СССР им. Горького, кроме пьес Толстого, с успехом поставлены также инсценировки его романов «Анна Каренина» и «Воскресение».
Творчество Льва Толстого 1890-х гг.

Гранка романа "Воскресенье" с правкой Л.Н.Толстого
Начало 90-х годов в России было отмечено тяжелым бедствием — голодом, охватившим многие районы страны. Свыше 40 миллионов крестьян оказалось на краю гибели.
Как и в 1873 г., во время голода в Самарской губернии, Л. Н. Лев Толстой в 1891—1893 гг. возглавил широкое общественное движение в помощь голодавшим крестьянам. Вместе со своими помощниками писатель организовал в деревнях Рязанской и Тульской губерний сеть бесплатных столовых, в которых кормились десятки тысяч крестьян, особенно стариков и детей.
Свидетельством глубокой связи великого художника с народом являются статьи Толстого «Страшный вопрос», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», и особенно его статья «О голоде», в которой писатель заклеймил паразитические классы России, обрекавшие деревню на голодовки и вымирание.
Деятельность Толстого в помощь голодающим встретила одобрение и поддержку передовых людей России. И. Ё. Репин отправился к писателю в Данковский уезд Рязанской губернии и вместе с ним объехал ряд сел и деревень, пострадавших от недорода. Горячо одобрили деятельность Толстого писатели А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Н. С. Лесков и другие.

Роман Льва Толстого "Воскресенье". Утро Нехлюдова
В 1898 г., в связи с новым недородом, Лев Толстой возобновил свою деятельность среди голодающих крестьян, на сей раз в Чернском уезде Тульской губернии. К этому времени относится его знаменитая статья «Голод или не голод?», в которой писатель снова с большой остротой поставил вопрос о бедственном положении народа в царской России.
В 1902 г., в связи с вновь вспыхнувшим голодом в России, В. И. Ленин в статье «Признаки банкротства» подчеркнул справедливость ядовитой насмешки но адресу господствующих классов, содержавшейся в статье Толстого «О голоде»: «паразит собирается накормить то растение, соками которого он питается», — привел Ленин слова Толстого.
О романе “Воскресенье”

"Воскресенье" Подсудимые. Иллюстрация Л.О.Пастернака
«Воскресение» — крупнейший социально-обличительный роман Толстого, вершина литературы критического реализма. В нем писатель поставил самые острые проблемы русской жизни последней трети прошлого века.
Над романом «Воскресение» Лев Толстой работал с перерывами 10 лет, с 1889 по 1899 г. В основу его сюжета легла история некоей девушки Розалии Они, которую соблазнил и бросил богатый молодой человек, впоследствии оказавшийся присяжным заседателем — участником суда над ней. Эту историю рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель и литератор А. Ф. Кони.
«Воскресение» было задумано как произведение о раскаянии и религиозном возрождении барина, осознавшего свой «грех» перед соблазненной им женщиной из народа. В центре романа стояли вопросы нравственности, трактуемые в узком абстрактно-моралистическом плане. Однако в дальнейшем замысел романа подвергся существенным изменениям. На первый план были выдвинуты актуальные проблемы народной жизни, освещенные под углом зрения беспощадного обличения господствующих классов.
Идейный пафос романа — в бескомпромиссном отрицании всех основ собственнического мира. С чувством негодования и протеста обрушивается Лев Толстой на царскую «комедию суда», на полицейско-тюремный аппарат, казенную церковь, обнажает лицемерие и фальшь буржуазной морали. Лев Толстой, по выражению Ленина, срывает все и всяческие маски с всесильных «хозяев жизни» и раскрывает всю глубину подавления личности в поме-щичье-буржуазном обществе.
Полная трагизма история простой женщины из народа Катюши Масловой показана в романе как глубоко типическая, «обыкновенная» история гибели человека в обществе, основанном на бесправии и угнетении народа. Рисуя горе и нужду народа, Лев Толстой показывает и зреющий в нем социальный протест, стихийное стремление народных масс уничтожить все формы эксплуатации и угнетения.

"Воскресенье". Катюша в камере после суда.
В центре романа — образы Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова. Катюша Маслова — один из самых яр-кда женских образов в русской литературе. Сначала мы
видим ее юной, доверчивой девушкой, полной веры в жизнь, в будущее. Светлая жизнерадостность, одухотворенность и какая-то особенная чистота сквозят во всем облике Катюши, в ее мыслях и поступках. Но мир корысти и насилия, который окружает Катюшу, несовместим с человеческим счастьем. Соблазненная и брошенная князем Нехлюдовым, она оказывается на дне жизни, познает обиды, горечь и унижения. Однако хорошие задатки, заложенные в душе Катюши, ее внутренняя нравственная сила предохраняют ее от окончательного падения. Подружившись на этапе с революционерами, оценив их чуткое отношение к себе, поняв их великую правду, Катюша возрождается к новой, честной жизни.
Образ Нехлюдова продолжает галерею положительных образов Толстого. Как и Дмитрий Оленин, Пьер Безухое и Константин Левин, Дмитрий Нехлюдов видит несправедливость окружающей жизни и честно ищет правильный путь. Встреча на суде с обманутой им в юности Катюшей, решение следовать за ней на каторгу совершают нравственный переворот в душе Нехлюдова, приводят его в мир угнетенных, сталкивают с жизнью народа. И.Нехлюдов решает порвать со своим классом, отказаться от своего привилегированного положения, чтобы разделить с народом его тяжелую участь. Однако в угоду еврей религиозно-нравственной тенденции Лев Толстой приводит Нехлюдова в финале романа не к мысли о борьбе против господствующего зла, а к утверждению идеи непротивления злу насилием, уменьшая этим остроту поставленных ..в романе проблем. Так в романе «Воскресение», как и в других произведениях Толстого, сталкивается могучий разум художника-обличителя с его предрассудками проповедника и моралиста.
Глубокие идейные противоречия Толстого сказались в романе и на образах ссыльных революционеров. Писатель с теплотой и сочувствием рисует их самоотверженность в борьбе за народные интересы, их высокие нравственные качества, но не приемлет решительные, революционные методы борьбы с самодержавием.
«Воскресение» впервые печаталось в журнале «Нива» в 1899 г. Роман подвергся свирепым цензурным репрессиям. Выход романа в свет послужил поводом для усиления травли писателя реакционерами и мракобесами и отлучения Толстого от церкви (1901).
Художник Л. О. Пастернак создал в 1898 -1899 гг. большую серию иллюстраций к роману «Воскресение» (31 рисунок итальянским карандашом и 2 работы маслом). Иллюстрации получили одобрение н высокую оценку Л. Н. Толстого. В 1913-1915 гг. Пастернак повторил 10 иллюстраций этой серии (акварель).
В экспозицию включены работы Пастернака: «Весна»; «Утро Нехлюдова»; «Судьи»; «Присяжные заседатели»; «Подсудимые»; «Завтрак у Корчагиных»; «Катюша у заутрени»; «Кузьминские мужики»; «Нищенство в Панове»; «Mariette в ложе»; «Встреча арестантов с богатой коляской»; «Политические заключенные на полуэтапе» и др.
В январе 1899 г. Толстой посетил Бутырскую тюрьму и имел продолжительную беседу с надзирателем И. М. Виноградовым. Писатель интересовался бытом заключенных, распорядком дня в тюремных камерах и другими сведениями, нужными ему для романа «Воскресение».
Творчество Льва Толстого 1900-х гг. О повести “Хаджи Мурат”

"Хаджи Мурат". Смерть солдата Авдеева.
Последнее десятилетие жизни и творчества Л. Н. Толстого относится к периоду первой русской революции. В. И. Ленин указывал, что творчество писателя является зеркалом русской революции. «…Лев Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях — и как художник, и как мыслитель и проповедник — черты исторического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость»
В годы революции 1905—1907 гг. Лев Толстой горячо сочувствовал стремлению трудящихся к освобождению от ига помещиков и капиталистов. В своих статьях «Конец века» (1905), «Об общественном движении в России» (1905), «Великий грех» (1905), «О значении русской революции» (1906), «Что же делать?» (1906) и др. писатель неизменно поддерживал требования крестьянства, добйЁаЁшегося земли, боровшегося против кабалы, нищеты и разорения, против полицейского произвола.
Выступая от лица многомиллионных масс крестьянства, писатель ратовал за ликвидацию частной поземельной собственности и бесправия трудового народа. «Я во псей этой революции, — писал он в 1905 г., — состою в звании, добро-и само-вольно принятого на себя адвоката 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что содействует или может содействовать его благу, я сорадуюсь; всему тому, что не имеет этой главной цели и отвлекает от нее, я не сочувствую». (Письмо к В. В. Стасову от 18 октября 1905 г.) Еще более четко и ясно он определил свою позицию, написав великому князю Н. М. Романову: «Я — человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть». (Письмо от 14 сентября 1905 г.)
Лев Толстой считал, что первая русская революция «будет иметь для человечества более значительные и благотворные последствия, чем Великая французская революция». (Письмо к Э. Кросби от 6 июля 1906 г.).
Социально-обличительные произведения Толстого играли объективно революционную роль, поскольку они подвергали жестокой критике все порядки самодержавной России и расшатывали ее политические устои.
Но, сочувствуя борющемуся народу, радуясь подъему общественного самосознания, Лев Толстой осуждал революционные методы борьбы народных масс, считая непротивление злу насилием единственно верным путем к уничтожению старого мира.
В. И. Ленин писал, что Лев Толстой не понял революции и, в угоду своему религиозно-нравственному учению, отстранился от нее, «…его учение оказалось в полном противоречии с жизнью, работой и борьбой могильщика современного строя, пролетариата» ‘.
Крупнейшим художественным произведением Толстого 1900-х гг. является повесть «Хаджи Мурат». В ее основе лежит действительный эпизод Кавказской войны, связанный с историей жизни и гибели Хаджи Мурата, одного из соперников Шамиля — главы реакционного религиозного течения (мюридизма) на Кавказе.
Толстого еще в юности, в бытность его на Кавказе, заинтересовала незаурядная личность Хаджи Мурата. К работе над повестью он, однако, приступил только в 1896 г. Основное ее содержание Лев Толстой определял так: «Меня здесь занимает не один Хаджи Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи — Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма — азиатского и европейского». (Слова Толстого, записанные С. Н. Шульгиным).
Лев Толстой работал над повестью с перерывами в течение 8 лет, тщательно собирая и изучая материал и стремясь к наиболее точному и художественно совершенному изображению Кавказской войны. В конце 1904 г. автор, занятый другими работами, оставил повесть незавершенной. Она увидела свет лишь после смерти писателя, в 1912 г.
К последнему десятилетию жизни писателя относятся также пьеса «Живой труп» (1900), рассказы: «После бала» (1903), «Фальшивый купон» (1904), «Алеша Горшок» (1905), «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» (1905), «За что?» (1906), «Три дня в деревне» (1909— 1910) и ряд произведений, оставшихся незавершенными: «Нет в мире виноватых», «Ходынка», «От ней все качества» и другие.
Из публицистических произведений писателя этих лет наиболее широкий отклик получили трактат «Рабство нашего времени» (1900), содержащий резкую критику капиталистической эксплуатации, частной поземельной собственности и государственного насилия, статья «О Шекспире и о Драме» (i903—1604), статья «Одумайтесь!» (1904), направленная против русско-японской войны, и знаменитая статья «Не могу молчать» (1908).
За выступления против существующего строя и официальной церкви синод в феврале 1901 г. отлучил Толстого от церкви, объявил его еретиком и предал анафеме.
В музее хранятся:
ТЕЛЕГРАММЫ И ПИСЬМА РАЗНЫХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ С ВЫРАЖЕНИЕМ СОЧУВСТВИЯ ТОЛСТОМУ ПО СЛУЧАЮ ЕГО ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ. 1901 г.
ГЛЫБА ИЗ ЗЕЛЕНОГО СТЕКЛА, ПРИСЛАННАЯ ТОЛСТОМУ-В ПОДАРОК ОТ РАБОЧИХ МАЛЬЦЕВСКОГО СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА. 1901 г.
На глыбе надпись: «Вы разделили участь многих великих людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрьмах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи-первосвященники. Русские люди всегда будут гордиться, считая Вас своим, великим, дорогим, любимым».
28 августа 1908 г. исполнилось 80 лет со дня рождения Толстого. в дни юбилея в Ясную Поляну поступило много поздравительных телеграмм и приветственных адресов со всех концов России и из-за границы. в. и. Ленин выступил в связи с 80-летием писателя со статьей «Лев Толстой, как зеркало русской революции».
Статья «Не могу молчать» явилась страстным выступлением Толстого против жестокостей царских властей и разгула реакции, последовавших после поражения первой русской революции. Толстой заклеймил гневом и презрением царских опричников, творивших суд и расправу над восставшим народом.
Выступление Толстого встретило горячее одобрение и поддержку среди передовых деятелей русской культуры. и. е. Репин в специальном письме, опубликованном в печати, высказал свою солидарность с Толстым.