Лев Толстой в 1880-1900-х гг. О романе “Воскресенье”

Толстой за работой. Работа Н.Н.Ге. Масло. 1891 г.

Лев Толстой за работой 1891 г.

В начале 80-х гг. завершился давно назревший перелом в мировоззрении Толстого. Писатель решительно порвал со взглядами дворянской среды, к которой принадлежал по рождению и воспитанию, перешел на позиции патриархального крестьянства и в своих последних произведениях «…обрушился с страстной критикой на псе современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь».

Мировоззрению и творчеству великого художника были присущи глубокие противоречия. Будучи выразителем настроений патриархальной деревни с присущими ей политической незрелостью, стихийностью, неорганизованностью, Лев Толстой не понимал исторической роли рабочего класса, отстранялся от политики, отрицал революционные формы классовой борьбы, призывал к непротивлению злу насилием и нравственному самоусовершенствованию как единственному средству изменить существующий строй. В учении и творчестве Толстого, таким образом, есть и «разум» и «предрассудок», и то, что отошло в прошлое, и то, что принадлежит будущему.

В последний период своей жизни Лев Толстой написал повести «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната», рассказы «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «Дьявол», «Кто прав?», пьесы «Власть тьмы», «Плоды просвещения» и «Живой труп», роман «Воскресение», повесть из эпохи 50-х гг. «Хаджи Мурат», рассказы «После бала», «Фальшивый купон» и другие произведения.

В это же время Лев Толстой создал ряд публицистических произведений, в том числе знаменитый трактат «Что такое искусство?»

Экспозиция восьмого зала развернута по следующим темам: «Творчество Толстого 1880-х гг.», «Драматургия Толстого», «Творчество Толстого 1890-х гг.», «Роман «Воскресение», «Лев Толстой — обличитель буржуазного строя Европы и Америки», «Творчество Толстого 1900-х гг.», «Повесть «Хаджи Мурат», «Уход из Ясной Поляны. Кончина Толстого», «Лев Толстой и русская литература», «Лев Толстой и русское искусство».

В зале выставлены прижизненные портреты Толстого работы выдающихся русских мастеров кисти и резца.

Творчество Льва Толстого 1880-х гг.

В 1881 г. Лев Толстой с семьей поселился в Москве. В 1882 г. он участвовал в трехдневной московской пере­писи. Глубокое изучение жизни фабричных рабочих, крестьян-сезонников, обитателей ночлежных домов от­крыло ему глаза на ужасы городской нищеты. В ряде публицистических произведений («Исповедь», «О перепи­си в Москве», «Так что же нам делать?» и др.) Лев Толстой с огромной силой запечатлел бедственное положение го­родского люда, особенно крестьян, вытолкнутых из де­ревни и обреченных в городе на каторжный труд и не­щадную эксплуатацию.

В 1880-е гг. Лев Толстой создает и серию ярких, образных народных рассказов, написанных простым, ясным язы­ком, серию легенд, сказок и притч: «Чем люди живы», «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог», «Упустишь огонь — не потушишь», «Девчонки умнее стариков», «Два старика», «Свечка», «Как чертенок кра­юшку выкупал», «Крестник», «Работник Емельян и пу­стой барабан» и др.

Многие рассказы обличают лживость, корыстность, алчность господ, стяжательство кулаков-мироедов. Но, религиозные по идейной направленности, они призывают не к борьбе, а к покорности и смирению.

«Народные рассказы», как и многие публицистические произведения Толстого, издавались многотысячными ти­ражами издательством «Посредник» и широко распро­странялись в народе.

Драматургия Льва Толстого

"Плоды просвещения" в Ясной поляне 1889 г.

Программа домашнего спектакля Л.Н.Толстого 1889 г.

Среди произведений Толстого 1880—1900-х гг. видное место занимают его пьесы: «Власть тьмы» (1886), «Пло­ды просвещения» (1889), «Живой труп» (1900).

В своих драматургических произведениях Лев Толстой гневно обличает социальные уродства старой России, вы­смеивает умственное убожество и опустошенность господ­ствующих классов, ставит острейшие вопросы обществен­ной жизни.

«Власть тьмы» — драма об отсталой, темной поре­форменной деревне, которая, по словам Ленина, была от­дана на поток и разграбление капиталу. С большой ху­дожественной силой рисует писатель губительную власть денег, разрушающих вековые устои крестьянской жизни, уродующих психику людей, насаждающих волчьи законы стяжательства и взаимной ненависти. Устами своих героев Митрича и Акима писатель осуждает эту тлетворную губительную силу, но противопоставляет ей только пат­риархально-крестьянские идеалы кротости и всепроще­ния.

Драма «Власть тьмы» потрясает зрителей глубиной и правдивостью изображения крестьянской психологии, ве­ликолепным народным языком. Она имела огромный ус­пех на русской сцене и за границей.

Пьеса «Плоды просвещения», носившая вначале на­звание «Исхитрилась», продолжила плодотворную, глубо­ко народную традицию русской классической комедии.

Всем своим сатирическим острием она направлена против праздного столичного барства с его пустой лицемерной жизнью и фальшивой моралью. Умственно ничтожным помещикам Звездинцевым и псевдоученому Кругосвет-лову в комедии противостоят простые мужики, посланцы нищей, разоренной деревни. Но именно они — люди глу­бокого ума и трезвого, серьезного взгляда на жизнь. Лев Толстой разоблачает в этой пьесе буржуазно-дворянскую культуру.

Теме обличения буржуазной морали посвящена пьеса Толстого «Живой труп». Автор раскрывает в ней фальшь и лицемерие семейных отношений, которые в собственни­ческом обществе зиждутся не на живом чувстве, а на меркантильных интересах или полицейском принуждении. Раскрывая душевную драму незаурядного человека Фе­дора Протасова, не желающего мириться с окружающей пошлостью и грязью, Лев Толстой возвышается до отрицания всего господствующего строя помещичье-дворянской России.

Пьесы Толстого являются выдающимися произведе­ниями русской и мировой драматургии.

А. М. Горький ставил пьесы Толстого в ряд с лучши­ми произведениями драматического искусства: «Прекрас­ные наши комедии «Горе от ума», «Ревизор», «Плоды просвещения», — писал он, — отнюдь не хуже комедий Мольера и. Бомарше».

Пьеса «Живой труп» очень нравилась В. И. Ленину. Н. К. Крупская рассказывает: «Приехала как-то в Берн русская труппа, игравшая на немецком языке; ставили пьесу Л. Толстого «Живой труп»… Играли очень хорошо. Ильича, который ненавидел до глубины души всякое ме­щанство, условность, эта пьеса чрезвычайно разволнова­ла. Потом он хотел еще раз пойти ее смотреть».

Драматургия Толстого сыграла большую роль в раз­витии русского театра. Вместе с пьесами Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Островского, Чехова, Горького драматические произведения Толстого составили золотой фонд нашего   классического  репертуара. Еще до революции крупнейшие русские театры — Малый, Художественный и другие — дали сценическую жизнь драматургическим творениям писателя.

Драматургия Толстого прочно вошла и в репертуар советских театров. Во многих театрах, особенно в МХАТ СССР им. Горького, кроме пьес Толстого, с успехом по­ставлены также инсценировки его романов «Анна Ка­ренина» и «Воскресение».

Творчество Льва Толстого 1890-х гг.

Роман "Воскресенье". Копия рукописи Льва Толстого.

Гранка романа "Воскресенье" с правкой Л.Н.Толстого

Начало 90-х годов в России было отмечено тяжелым бедствием — голодом, охватившим многие районы стра­ны. Свыше 40 миллионов крестьян оказалось на краю гибели.

 

Как и в 1873 г., во время голода в Самарской губер­нии, Л. Н. Лев Толстой в 1891—1893 гг. возглавил широкое общественное движение в помощь голодавшим крестья­нам. Вместе со своими помощниками писатель организо­вал в деревнях Рязанской и Тульской губерний сеть бес­платных столовых, в которых кормились десятки тысяч крестьян, особенно стариков и детей.

Свидетельством глубокой связи великого художника с народом являются статьи Толстого «Страшный вопрос», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неу­рожая», и особенно его статья «О голоде», в которой пи­сатель заклеймил паразитические классы России, обре­кавшие деревню на голодовки и вымирание.

Деятельность Толстого в помощь голодающим встре­тила одобрение и поддержку передовых людей России. И. Ё. Репин отправился к писателю в Данковский уезд Рязанской губернии и вместе с ним объехал ряд сел и деревень, пострадавших от недорода. Горячо одобрили деятельность Толстого писатели А. П. Чехов, В. Г. Коро­ленко, Н. С. Лесков и другие.

Иллюстрация Л.О.Пастернака к произведению Льва Толстого. 1898 г.

Роман Льва Толстого "Воскресенье". Утро Нехлюдова

В 1898 г., в связи с новым недородом, Лев Толстой возоб­новил свою деятельность среди голодающих крестьян, на сей раз в Чернском уезде Тульской губернии. К этому времени относится его знаменитая статья «Голод или не голод?», в которой писатель снова с большой остротой поставил вопрос о бедственном положении народа в царской России.

В 1902 г., в связи с вновь вспыхнувшим голодом в России, В. И. Ленин в статье «Признаки бан­кротства» подчеркнул справедливость ядовитой насмешки но адресу господствующих классов, содержавшейся в статье Толстого «О голоде»: «паразит собирается накор­мить то растение, соками которого он питается», — при­вел Ленин слова Толстого.

О романе “Воскресенье”

Рисунок к роману Льва Толстого "Воскресенье". Подсудимые

"Воскресенье" Подсудимые. Иллюстрация Л.О.Пастернака

«Воскресение» — крупнейший социально-обличитель­ный роман Толстого, вершина литературы критического реализма. В нем писатель поставил самые острые пробле­мы русской жизни последней трети прошлого века.

Над романом «Воскресение» Лев Толстой работал с пере­рывами  10 лет, с 1889 по 1899 г. В основу  его сюжета легла история некоей девушки Розалии Они, которую со­блазнил и бросил богатый молодой человек, впоследствии оказавшийся присяжным заседателем — участником суда над ней. Эту историю рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель и литератор А. Ф. Кони.

«Воскресение» было задумано как произведение о раскаянии и религиозном возрождении барина, осознав­шего свой «грех» перед соблазненной им женщиной из народа. В центре романа стояли вопросы нравственности, трактуемые в узком абстрактно-моралистическом плане. Однако в дальнейшем замысел романа подвергся суще­ственным изменениям. На первый план были выдвинуты актуальные проблемы народной жизни, освещенные под углом зрения беспощадного обличения господствующих классов.

Идейный пафос романа — в бескомпромиссном отри­цании всех основ собственнического мира. С чувством негодования и протеста обрушивается Лев Толстой на цар­скую «комедию суда», на полицейско-тюремный аппарат, казенную церковь, обнажает лицемерие и фальшь буржу­азной морали. Лев Толстой, по выражению Ленина, срывает все и всяческие маски с всесильных «хозяев жизни» и раскрывает всю глубину подавления личности в поме-щичье-буржуазном обществе.

Полная трагизма история простой женщины из наро­да Катюши Масловой показана в романе как глубоко типическая, «обыкновенная» история гибели человека в обществе, основанном на бесправии и угнетении на­рода. Рисуя горе и нужду народа, Лев Толстой показывает и зреющий в нем социальный протест, стихийное стремле­ние народных масс уничтожить все формы эксплуатации и угнетения.

Работа Л.О.Пастернака. Итальянский карандаш.

"Воскресенье". Катюша в камере после суда.

В центре романа — образы Катюши Масловой и Дми­трия Нехлюдова. Катюша Маслова — один из самых яр-кда женских образов в русской литературе. Сначала мы

видим ее юной, доверчивой девушкой, полной веры в жизнь, в будущее. Светлая жизнерадостность, одухот­воренность и какая-то особенная чистота сквозят во всем облике Катюши, в ее мыслях и поступках. Но мир коры­сти и насилия, который окружает Катюшу, несовместим с человеческим счастьем. Соблазненная и брошенная князем Нехлюдовым, она оказывается на дне жизни, по­знает обиды, горечь и унижения. Однако хорошие задатки, заложенные в душе Катюши, ее внутренняя нравственная сила предохраняют ее от окончательного падения. Подружившись на этапе с революционерами, оценив их чут­кое отношение к себе, поняв их великую правду, Катюша возрождается к новой, честной жизни.

Образ Нехлюдова продолжает галерею положитель­ных образов Толстого. Как и Дмитрий Оленин, Пьер Бе­зухое и Константин Левин, Дмитрий Нехлюдов видит несправедливость окружающей жизни и честно ищет пра­вильный путь. Встреча на суде с обманутой им в юности Катюшей, решение следовать за ней на каторгу соверша­ют нравственный переворот в душе Нехлюдова, приводят его в мир угнетенных, сталкивают с жизнью народа. И.Нехлюдов решает порвать со своим классом, отказать­ся от своего привилегированного положения, чтобы раз­делить с народом его тяжелую участь. Однако в угоду еврей религиозно-нравственной тенденции Лев Толстой приво­дит Нехлюдова в финале романа не к мысли о борьбе против господствующего зла, а к утверждению идеи непротивления злу насилием, уменьшая этим остроту по­ставленных ..в романе проблем. Так в романе «Воскре­сение», как  и в других произведениях Толстого, сталки­вается могучий разум художника-обличителя с его пред­рассудками проповедника и моралиста.

Глубокие идейные противоречия Толстого сказались в романе и на образах ссыльных революционеров. Писатель с теплотой и сочувствием рисует их самоотверженность в борьбе за народные интересы, их высокие  нравственные качества, но не приемлет решительные, революцион­ные методы борьбы с самодержавием.

«Воскресение» впервые печаталось в журнале «Нива» в 1899 г. Роман подвергся свирепым цензурным репрес­сиям. Выход романа в свет послужил поводом для усиле­ния травли писателя реакционерами и мракобесами и отлучения Толстого от церкви (1901).

Художник Л. О. Пастернак создал в 1898 -1899 гг. большую серию иллюстраций к роману «Воскресение» (31 рисунок итальянским карандашом и 2 работы маслом). Иллюстрации   получили   одобрение   н   высокую    оценку Л. Н. Толстого. В 1913-1915 гг. Пастернак повторил 10 ил­люстраций этой серии (акварель).

В экспозицию включены работы Пастернака: «Весна»; «Утро Нехлюдова»; «Судьи»; «Присяжные заседатели»; «Подсудимые»; «Завтрак у Корчагиных»; «Катюша у за­утрени»; «Кузьминские мужики»; «Нищенство в Панове»; «Mariette в ложе»; «Встреча арестантов с богатой коляской»; «Политические заключенные на полуэтапе» и др.

В январе 1899 г. Толстой посетил Бутырскую тюрьму и имел продолжительную беседу с надзирателем И. М. Вино­градовым. Писатель интересовался бытом заключенных, распорядком дня в тюремных камерах и другими сведения­ми, нужными ему для романа «Воскресение».

Творчество Льва Толстого 1900-х гг. О повести “Хаджи Мурат”

Иллюстрация Е.Е.Ланцере к произведению Льва Толстого. 1935 г.

"Хаджи Мурат". Смерть солдата Авдеева.

Последнее десятилетие жизни и творчества Л. Н. Тол­стого относится к периоду первой русской революции. В. И. Ленин указывал, что творчество писателя является зеркалом русской революции. «…Лев Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях — и как ху­дожник, и как мыслитель и проповедник — черты исто­рического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость»

В годы революции 1905—1907 гг. Лев Толстой горячо со­чувствовал стремлению трудящихся к освобождению от ига помещиков и капиталистов. В своих статьях «Конец века» (1905), «Об общественном движении в России» (1905), «Великий грех» (1905), «О значении русской ре­волюции» (1906), «Что же делать?» (1906) и др. писа­тель неизменно поддерживал требования крестьянства, добйЁаЁшегося земли, боровшегося против кабалы, нище­ты и разорения, против полицейского произвола.

Выступая от лица многомиллионных масс крестьян­ства, писатель ратовал за ликвидацию частной поземель­ной собственности и бесправия трудового народа. «Я во псей этой революции, — писал он в 1905 г., — состою в звании, добро-и само-вольно принятого на себя адвоката 100-миллионного земледельческого народа. Всему, что со­действует или может содействовать его благу, я сорадуюсь; всему тому, что не имеет этой главной цели и отвле­кает от нее, я не сочувствую». (Письмо к В. В. Стасову от 18 октября 1905 г.) Еще более четко и ясно он определил свою позицию, написав великому князю Н. М. Романову: «Я — человек, отрицающий и осуждающий весь суще­ствующий порядок и власть». (Письмо от 14 сентября 1905 г.)

Лев Толстой считал, что первая русская революция «бу­дет иметь для человечества более значительные и благо­творные последствия, чем Великая французская револю­ция». (Письмо к Э. Кросби от 6 июля 1906 г.).

Социально-обличительные произведения Толстого иг­рали объективно революционную роль, поскольку они подвергали жестокой критике все порядки самодержав­ной России и расшатывали ее политические устои.

Но, сочувствуя борющемуся народу, радуясь подъему общественного самосознания, Лев Толстой осуждал револю­ционные методы борьбы народных масс, считая непроти­вление злу насилием единственно верным путем к уни­чтожению старого мира.

В. И. Ленин писал, что Лев Толстой не понял революции и, в угоду своему религиозно-нрав­ственному учению, отстранился от нее, «…его учение ока­залось в полном противоречии с жизнью, работой и борьбой могильщика современного строя, проле­тариата» ‘.

Крупнейшим художественным произведением Толсто­го 1900-х гг. является повесть «Хаджи Мурат». В ее ос­нове лежит действительный эпизод Кавказской войны, связанный с историей жизни и гибели Хаджи Мурата, од­ного из соперников Шамиля — главы реакционного рели­гиозного течения (мюридизма) на Кавказе.

Толстого еще в юности, в бытность его на Кавказе, за­интересовала незаурядная личность Хаджи Мурата. К ра­боте над повестью он, однако, приступил только в 1896 г. Основное ее содержание Лев Толстой определял так: «Меня здесь занимает не один Хаджи Мурат с его трагической судьбой, но и крайне любопытный параллелизм двух главных противников той эпохи — Шамиля и Николая, представляющих вместе как бы два полюса властного абсолютизма — азиатского и европейского». (Слова Тол­стого, записанные С. Н. Шульгиным).

Лев Толстой работал над повестью с перерывами в тече­ние 8 лет, тщательно собирая и изучая материал и стре­мясь к наиболее точному и художественно совершенно­му изображению Кавказской войны. В конце 1904 г. автор, занятый другими работами, оставил повесть неза­вершенной. Она увидела свет лишь после смерти писа­теля, в 1912 г.

К последнему десятилетию жизни писателя относятся также пьеса «Живой труп» (1900), рассказы: «После ба­ла» (1903), «Фальшивый купон» (1904), «Алеша Горшок» (1905), «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» (1905), «За что?» (1906), «Три дня в деревне» (1909— 1910) и ряд произведений, оставшихся незавершенными: «Нет в мире виноватых», «Ходынка», «От ней все каче­ства» и другие.

Из публицистических произведений писателя этих лет наиболее широкий отклик получили трактат «Рабство на­шего времени» (1900), содержащий резкую критику ка­питалистической эксплуатации, частной поземельной соб­ственности и государственного насилия, статья «О Шекспире и о Драме» (i903—1604), статья «Одумайтесь!» (1904), направленная против русско-японской войны, и знаменитая статья «Не могу молчать» (1908).

За выступления против существующего строя и официальной церкви синод в феврале 1901 г. отлучил Толстого от церкви, объявил его еретиком и предал анафеме.

В музее хранятся:

ТЕЛЕГРАММЫ И ПИСЬМА РАЗНЫХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ С ВЫРАЖЕНИЕМ СОЧУВСТВИЯ ТОЛСТО­МУ ПО СЛУЧАЮ ЕГО ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ. 1901 г.

ГЛЫБА ИЗ ЗЕЛЕНОГО СТЕКЛА, ПРИСЛАННАЯ ТОЛСТОМУ-В ПОДАРОК  ОТ РАБОЧИХ МАЛЬЦЕВСКОГО  СТЕКОЛЬ­НОГО ЗАВОДА. 1901 г.

На глыбе надпись: «Вы разделили участь многих вели­ких людей, идущих впереди своего века, глубокочтимый Лев Николаевич. И раньше их жгли на кострах, гноили в тюрь­мах и ссылке. Пусть отлучают Вас как хотят и от чего хотят фарисеи-первосвященники. Русские люди всегда будут гор­диться, считая Вас своим, великим, дорогим, любимым».

28 августа 1908 г. исполнилось 80 лет со дня рождения Толстого. в дни юбилея в Ясную Поляну поступило много поздравительных телеграмм и приветственных адресов со всех концов России и из-за границы. в. и. Ленин выступил в связи с 80-летием писателя со статьей «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

Статья «Не могу молчать» явилась страстным выступ­лением Толстого против жестокостей царских властей и разгула реакции, последовавших после поражения первой русской революции. Толстой заклеймил гневом и презрением царских опричников, творивших суд и расправу над восстав­шим народом.

Выступление Толстого встретило горячее одобрение и поддержку среди передовых деятелей русской культуры. и. е. Репин в специальном письме, опубликованном в печа­ти, высказал свою солидарность с Толстым.

Комментарии запрещены.

Используйте поиск