Лев Толстой и журнал “Современник”

Лев Толстой среди писателей

Сотрудники журнала "Современник" Фото 1856 г. Лев Толстой Первый во втором ряду.

В ноябре 1855 г. Л. Н. Толстой приехал из Севастопо­ля в Петербург и вошел в круг передовых русских писателей, сгруппировавшихся вокруг журнала «Совре­менник». В тесном общении с Н. А. Некрасовым, Н. Г. Чернышевским, И. С. Тургеневым, А. Н. Остров­ским, И. А. Гончаровым и другими писателями-реали­стами окреп его художественный талант. В ближайшие годы Толстой создал свои повести «Утро помещика» (1856) и «Два гусара» (1856), рассказы «Метель» (1856), «Люцерн» (1857), «Альберт» (1857—1858), «Три смер-. ти» (1858), роман «Семейное счастье» (1859) и другие произведения.

В зале развернуты экспозиции по темам: «Толстой и передовая русская литература 1850-х гг.», «Первое загра­ничное путешествие Толстого», «Толстой о крепостном праве и реформе 1861 г.».

Художественное творчество молодого Толстого разви­валось под воздействием передовых идей русской лите­ратуры и служило этим идеям. Повести и рассказы Тол­стого, правдиво рисовавшие русскую действительность, были проникнуты духом обличения и протеста.

Толстой глубоко воспринял реалистические традиции русской классической литературы, развивал и обогащал их. Необычайно высоко ценил он творчество основополож­ника русской литературы А. С. Пушкина. «Многому я учусь у Пушкина, он мой отец, и у него надо учиться», — говорил он впоследствии. Горячо любил он и творчество Н. В. Гоголя, которого считал «огромным талантом», а также произведения М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Бородино», повесть «Герой нашего времени» и другие произведения Лермонтова оказали на Толстого, по его признанию, очень большое влияние.

Велико было воздействие на молодого Толстого и со стороны идеологов революционной демократии. Высоко оценив первые произведения писателя, угадав в нем боль­шого художника-реалиста, Н. А. Некрасов и Н. Г. Чер­нышевский боролись за Толстого с представителями реак­ционной теории «чистого искусства», пытавшимися пере­тянуть его в свой лагерь. Революционно-демократическая критика видела в Толстом великую надежду русской ли­тературы.

Молодой Толстой с большим интересом читал произ­ведения А. И. Герцена, а также издававшийся им за грани­цей журнал «Полярная Звезда». В 1861 г., будучи в Лон­доне, Толстой посетил Герцена, познакомился с ним, а уехав, вступил с ним в переписку.

Ранние произведения Толстого получили высокую оцен­ку Герцена. «Читали ли вы Толстого повести и рассказы? — писал Герцен в Россию. — Достаньте непременно — удиви­тельно хорошо» (письмо к М. К- Рейхель. 8 мая 1857 г.).

Н. А. Некрасов уже по первой присланной ему повести «Детство» угадал в ее авторе большого художника и под­держал его. Письма Некрасова, адресованные молодому ав­тору на Кавказ и в Севастополь, помогали творческому росту Толстого, направляли его по пути реалистического искус­ства. Некрасов писал Толстому: «Я люблю… в Вас вели­кую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда пой­мете, что в Вашем отечестве роль писателя — есть прежде всего роль учителя, и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных» (письмо от 22 августа 1856 г.).

Приехав из Севастополя в Петербург, Толстой еще более сблизился с Некрасовым. Почти все ранние произве­дения Толстого опубликованы в «Современнике», редакто­ром которого был Некрасов.

Вождь русской революционной демократии Н. Г. Чер­нышевский проявил глубокий интерес к творчеству Л. Н. Толстого и посвятил ему ряд статей и рецензий («Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого». СПБ. 1856; «Военные рассказы» графа Л. Н. Толстого». СПБ. 1856. «Современник», 1856 г., № 12; «Рассказы графа Л. Н. Толстого». «Современник», 1857 г., № 1; Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический, издаваемый гр. Л. Н. Тол­стым». 1862; «Ясная Поляна. Книжки для детей. Книжка 1-я и 2-я». «Современник», 1862 г. № 3). Важнейшими особенностями творчества Толстого Черны­шевский считал умение писателя проникать во внутренний мир человека, раскрывать «диалектику души», а также при­сущую писателю «чистоту нравственного чувства». Своими статьями о Толстом и личным общением с ним великий критик содействовал утверждению молодого писателя на путях передового реалистического искусства.

Друг и соратник Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролю­бов страстно боролся за реализм в литературе, за ее высо­кую идейность, правдивость, народность.

Не будучи лично знаком с Толстым, Добролюбов про­являл большой интерес к его творчеству. В раннем дневнике Добролюбова мы находим запись: «Л. Н. Т., обративший общее внимание своим «Детством и отрочеством», есть гр. Толстой, теперь он находится в Севастополе». В днев­нике Добролюбова сохранилась и запись севастопольской песни Толстого «Как четвертого числа» со следующей при­пиской: «Не знаю, как в Крыму, но в Петербурге эти песни имеют большой успех. Их читают и списывают. Мне случа­лось встречать офицеров, которые знают их наизусть…».

И. С. Тургенев был одним из тех, кто уже по первым, самым ранним произведениям молодого Толстого угадал в нем большого художника. «Ты прав, — писал он Некрасо­ву, — это талант надежный… Пиши к нему и понукай его писать. Скажи ему, если это может его интересовать, что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему» (письмо от 28 октября 1852 г.). Позднее, в 1854 Г., прочитав другие произведения Толстого, Тургенев писал: «Вот, наконец, пре­емник Гоголя, — нисколько на него непохожий, как оно и следовало». Антикрепостнические произведения Тургенева, особенно его «Записки охотника», сыграли значительную роль в формировании творческих позиций молодого Толсто­го. Тургеневу Толстой посвятил свой рассказ «Рубка леса». Личное знакомство писателей произошло в ноябре 1855 г., когда Толстой приехал из Севастополя в Петербург и оста­новился на квартире у Тургенева.

Молодой Толстой с глубоким интересом следил за твор­чеством А. Н. Островского, с которым лично познакомился в январе 1856 г. В ранних дневниках писателя сохранились его отзывы о пьесах Островского «Бедность не порок», «До­ходное место», «Свои люди — сочтемся» и других. «Остров­ский, — писал Л. Н. Толстой В. П. Боткину в 1857 г., — не шутя — гениальный драматический писатель».

Толстой познакомился с И. А. Гончаровым в ноябре 1855 г. в Петербурге. Он высоко ценил произведения Гон­чарова, особенно его романы «Обыкновенная история» и «Об­ломов». В свою очередь И. А. Гончаров по достоинству оценил новаторство раннего творчества Толстого. «Ваше воззрение на искусство, — писал он Толстому в 1859 г., — имеет в себе что-то новое, оригинальное, иногда даже пугаю­щее своей смелостью».

Знакомство Толстого с М. Е. Салтыковым-Щедриным относится к началу 1856 г. В ранних дневниках Толстого много порою противоречивых суждений о произведениях Салтыкова-Щедрина. Однако общая оценка творчества вели­кого сатирика Толстым оставалась неизменно высокой. «Сал­тыков талант серьезный», — записал Толстой в дневнике 2 августа 1857 г.

М. Е. Салтыков-Щедрин с интересом и сочувствием отно­сился к творчеству Толстого. В 70-х гг. он стремился прив­лечь Толстого к сотрудничеству в журнале «Отечественные записки».

С произведениями Д. В. Григоровича Толстой познакомился еще в отроческие годы. Повесть Григоровича «Антон Горе­мыка» произвела на юного Толстого огромное впечатление. Личное знакомство писателей относится к февралю 1854 г., когда Толстой жил в Москве перед отъездом в Дунайскую армию. По возвращении из Севастополя он сблизился с Григоровичем. Толстой высоко ценил его дар художника-реалиста, его картины деревенской жизни. Со своей сторо­ны, Григорович проявлял живой интерес к творчеству Толстого.

Комментарии запрещены.

Используйте поиск