Лев Толстой и русское искусство

Л.Н.Толстой и И.Е.Репин Фотография 1908 г.

Лев Толстой и Илья Репин дружили более 30 лет. Фото 1908 г.

В тесном общении находился Толстой и с современ­ными ему выдающимися представителями русского ис­кусства. Статьи Толстого по вопросам эстетики и, особен­но, его трактат «Что такое искусство?» (1897—1898), укрепляли передовой демократический лагерь русского искусства, наносили сокрушительные удары декадентам.

Великие русские художники, скульпторы, композито­ры, режиссеры и актеры черпали в дружбе с Толстым творческое вдохновение. Указания и советы писателя по­могали им создавать выдающиеся произведения реали­стического искусства.

В экспозиции приводятся мысли Толстого об искус­стве и высказывания крупнейших деятелей русского искусства о Толстом.

Выдающийся критик и историк искусства В. В. Стасов был близким другом Толстого, неоднократно посещал его в Москве и в Ясной Поляне и в течение 28 лет находился с Толстым в переписке. Перу В. В. Стасова принадлежит ряд статей и восторженных отзывов о творчестве писателя.

И. Е. Репина и Л. Н. Толстого связывала тридцатилет­няя дружба, начавшаяся осенью 1880 г., когда Толстой впер­вые пришел в мастерскую художника.

Сохранилась большая переписка Репина с Толстым и с членами его семьи. Толстому и его творчеству художник по­святил 74 свои работы. Среди них — 37 портретов писате­ля, ряд портретов членов его семьи, иллюстрации к расска­зу «Чем люди живы», к статье «Так что же нам делать?», к пьесам «Власть тьмы», «Первый винокур», к повести «Смерть Ивана Ильича» и другим произведениям.

Толстой оказал плодотворное влияние на Репина. «В «Запорожцах», — писал Репин о Толстом, — он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей пер­вой важности, живых и характерных подробностей. Видно было тут мастера исторических дел… Да, это великий ма­стер!» (Письмо И. Е. Репина В. В. Стасову. 17 октября 1880 г.).

Кисти И. Н. Крамского принадлежат два портрета Л. Н. Толстого, написанные осенью 1873 г. в Ясной Поляне. Один из них был сделан для Третьяковской галлереи, дру­гой — для семьи Толстых.

Художник М.В.Нестеров рисовал Льва Толстого в 1907 г.

Портрет Л.Н.Толстого написан М.В.Нестеровым.

В письме к И. Е. Репину Крамской поделился своими впечатлениями о писателе: «Граф Толстой, которого я пи­сал, — интересный человек, даже удивительный. я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии. (Письмо И. Н. Крамского И. Е. Ре­пину. 23 февраля 1874 г.)

По свидетельству И. Е. Репина, В. И. Сури­ков высоко ценил творчество Толстого и горячо сочувство­вал его борьбе за реализм в искусстве. В 1882 г. он создал иллюстрации к рассказу Толстого «Бог правду видит, да не скоро скажет». Суриков был лично знаком с Толстым.

Художник Н. Н. Ге находился с Толстым в дружеских отношениях, многократно бывал у него в Москве и Ясной Поляне. В 1884 г. он написал портрет — «Толстой за рабо­той». В 1890 г. выполнил бюст Толстого.

П. П. Трубецкой в Ясной Поляне работал над скульп­турными портретами Толстого. В экспозиции выставлены следующие его работы: «Бюст Толстого», бронза, 1898— 1899 гг. и «Толстой верхом», бронза, 1904 г.

Толстой высоко ценил искусство художников-передвиж­ников за их глубокий интерес к народной жизни, за высокое реалистическое мастерство. Со многими передвижниками он был лично знаком и сочувственно следил за их работой.

Толстой охотно посещал выставки передвижников и го­рячо поддерживал их стремление создавать и пропагандиро­вать произведения русского демократического искусства.

Толстой проявлял большой интерес к музыке П. И. Чай­ковского. В свою очередь композитор испытал на себе идейное воздействие Толстого-реалиста, сыгравшего значи­тельную роль в формировании его художественного миро­воззрения.

Знакомство Толстого с Чайковским состоялось в декабре 1876 г. на концерте, организованном для Толстого директо­ром Московской консерватории Н. Г. Рубинштейном. Испол­нялись произведения Чайковского. Об этом вечере Толстой писал композитору: «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как этот чуд­ный вечер».

Чайковский глубоко уважал Толстого и восхищался его творчеством. «Более чем когда либо я убежден, — писал Чайковский, — что величайший из всех когда-либо и где-либо бывших писателей-художников есть Л. Н. Толстой». (Дневник. 12 июля 1886 г.).

Композитор Н. А. Римский-Корсаков посетил Толстого в Москве в 1898 г. и беседовал с ним об искусстве.

Ф. И. Шаляпин в 900-х годах пел в доме Л. Н. Толстого в Москве.

Актриса М. Г. Савина беседовала и переписывалась с Л. Н. Толстым по поводу драмы «Власть тьмы». В этой пьесе (в постановке Александрийского театра) она играла роль Акулины.

Актер и режиссер А. И. Сумбатов-Южин в своих воспо­минаниях о встречах с Толстым писал: «Общее впечатление у меня от моих трех встреч с ним такое: точно я попадал в ярко освещенное солнцем место, и этот свет… разрастался в ослепительное сияние, наполнявшее меня непередаваемым, бессознательным счастьем…».

 

 

Комментарии запрещены.

Используйте поиск