Живой Толстой

В январе 1908 года Лев Толстой получил в подарок от Томаса Эдисона звукозаписывающий аппарат – фонограф. Писатель решил использовать его прежде всего для диктовки ответов на письма.

Он говорил, что иногда ему “хочется, прочтя письмо, сейчас же, под свежим впечатлением, ответить на него, а сказать ответ в фонограф легче и скорее, чем писать на бумаге.”

Так до нас дошли некоторые письма Толстого, а также отрывки из его произведений не только в письменном, но и в звуковом варианте.


1
21 февраля 1908 г. В гости к Льву Николаевичу пришли яснополянские школьники. Они попросили писателя показать им “чудо-аппарат”, так появилась запись “Обращение к мальчикам – учащимся Яснополянской школы”, копия которой хранится в нашем музее.

Послушать запись >>
Время: 0:36, Размер: 211 КБ

Расшифровка записи:
“Я… Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только пожалуйста не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уж меня не будет, что старик говорил вам добро. Прощайте, будет.”


2
Мысли из книги "На каждый день"

Послушать запись >>
Время: 6:09, Размер: 2,81 МБ

Расшифровка записи:
“Говорят, человек не свободен, потому что все, что он делает, имеет свою предшествующую во времени причину. Но человек действует всегда только в настоящем, а настоящее вне времени; оно только соприкосновение прошедшего и будущего, и потому в момент настоящего человек всегда свободен.

Не беспокойся о завтрашнем, потому что нет завтра. Есть только нынче; живи для него, и если твое нынче хорошо, то оно добро всегда.

Растут люди только испытаниями. Хорошо знать это и так принимать выпадающие на нашу долю горести, облегчать свой крест тем, чтобы охотно подставлять под него спину.

Если признаешь жизнь не в теле, а в духе, то нет смерти, есть только освобождение от тела.

Мы сознаем в душе нечто такое, что не подлежит смерти. Отдели только в своей мысли то, что не телесно, и ты поймешь, что в тебе не умирает.

Мы не имеем никакого права быть недовольными этой жизнью. Если нам кажется, что мы недовольны ею, то это значит только то, что мы имеем основание быть недовольными собою.

Истинно знает закон Бога человек только тогда, когда делает то, что считает законом Бога.

Есть обязанности к ближнему, и есть у каждого человека обязанность к себе, к тому духу, который живет в нем.

Отгоняй от себя все то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым.

Необходимость признания Бога чувствуется яснее всего тогда, когда мы отказываемся от Него, забываем Его.

Если спросить у человека, кто он, никакой человек не может ничего другого ответить, как только то, что я—я. А если все люди — я, то я это во всех одно и тоже. Так оно и есть.

Не заботьтесь о том, чтобы другие любили вас. Любите, и вас будут любить.

Дело человеческое, оправдывать свой грех — дело грешить дьявольское.

Половое чувство во всех животных и в человеке вложено для великого дела продолжения рода, и потому грех думать, что чувство это дано человеку только для удовольствия.

Если один человек может решить, что для добра многих надо сделать зло другому, то этот другой человек может точно также решить, что для добра многих надо делать зло тому первому, и так все будут делать зло друг другу и считать себя правыми.

Настоящее я человека — духовно. И это я одно во всех. Так как же могут быть не равны между собою люди?

Неуважение к преданию не сделало одной тысячной того зла, которое производит это уважение к обычаям, законам, учреждениям, не имеющим в наше время никакого разумного оправдания.

Наказание есть понятие, из которого начинает вырастать человечество.

Только тот, кто не верит в Бога, может верить в то, что такие же люди, как и он сам, могут устроить его жизнь так, чтобы она была лучше.

Убийство всегда убийство, кто бы ни разрешал его, и какое бы ни было его оправдание; и потому те, кто убивают, или готовятся к тому, чтобы убивать, преступники, как бы они ни назывались.

Истинным законом Бога может быть только тот закон, который один для всех людей.

Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать не можем, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Доброй жизнью может жить только тот, кто постоянно об этом думает.

Приучайся видеть доброе во всех людях, только не в себе, и также приучайся осуждать только себя, а не других людей.

Мудрецу сказали о том, что его считают дурным человеком. Он отвечал: хорошо еще, что они не все знают про меня, они бы еще не то сказали».<.font>

Не хвали себя, не осуждай и не спорь. Все начала грехов в мыслях.<.font>

тся внутренней работой в уединении и такой же работой над самим собою в общении с людьми.”<.font>


3
Thoughts from the book "For Every Day" (на английском языке)

Послушать запись >>
Время: 0:53, Размер: 419 КБ

Расшифровка записи:
That the object of life is self-perfection – the perfection perfecting of (course) immortal souls — that this is the only object of man’s life is seen to be correct by the fact alone that every other object is senseless in view of death.

Therefore the question whether thou hast done what thou shouldst have done is of immense importance, for the only meaning of thy life is in doing in this short term allowed thee that which (that which) is desired of thee by Him whe or that which has sent thee into life.
Art thou doing the right thing?


4
Gedanken aus dem Buche "Für alle Tage" (на немецком языке)

Послушать запись >>
Время: 6:09, Размер: 473 КБ

Расшифровка записи:
Nichts ist so wahr äls dass der Gedanke an die Nähe des Todes alle unsere Handlungen dem Grade ihrer wirklichen Bedeutung gemäß für unser Leben einteilt.

Einer der zum sofortigen Tode verurteilt ist, wird sich nicht um die Vermehrung Oder Erhaltung seines Vermögens, auch nicht um seinen guten Rut, auch nicht um den Tri¬umph seines Volkes über andere Völker, auch nicht um die Entdeckung eines neuen Planeten und ähnliches bekümmern.

Wird aber eine Minute vor der Hinrichtung den Betrübten zu trösten trachten den die fallenden Greise aut die Beine helten, die Wunde verbinden, dem Kinde ein Spielzeug ausbessern, und ähnliches tun.


5
Qu’est ce qu’est le religion? (на французском языке)

Послушать запись >>
Время: 1:23, Размер: 651 КБ

Расшифровка записи:
"La religion n’est pas une croyance etablie une fois pour toutes, une croyance aux phenomenes sur naturels qui soi-disant se produi-sirent autrefois, ni la croyance a la necessite de certaines prieres et de certains rites. Elle n’est pas no plus, comme le pensent les savants, le reste des superstitions et de i’ignorance antiques qu’il n’est dans notre temps d’aucune la necessite d’adapter dans la vie. La religion c’est le rapport de I’homme envers la vie etemelle, envers Dieu, rapport etabli en accord avec la raison et la science contemporaine et qui seul pousse I’humanite en avant vers le but qui lui est assigne.

„L’àme humaine, c’est la lampe de Dieu", dit une sage expression hebraique. L’honme est un animal faible, miserable tant que dans son ame ne brule pas la lumiere de Dieu. El quand cette lumiere s’enftamme (et elle ne s’enflamme que dans I’ame eclairee par la religion) I’homme devient I’atre le plus puissant au monde. Et il n’en peut etre autrement, parce qu’alors, ce n’est plus sa force qui agit en lui, mais celle de Dieu.
Voila ce qu’est la religion et en quoi consiste son essence.

Используйте поиск