Лев Толстой в Москве (часть II)

дом № 8 по Пушкинской улице). «Мы сидели ошеломленные, очарованные его чтением… Потом начались репетиции, на которых его просили присутствовать. Поражала его простота, его необыкновенная деликатность и какая-то почти детская конфузливость. Он всегда приходил как-то незаметно в своей блузе и башлыке, пробирался тихонько в темный зрительный зал и смотрел, как мы репетировали».

В январе 1896 года Толстой смотрел в театре «Эрмитаж» «Короля Лира» и «Гамлета» с участием знаменитого итальянского трагика Э. Росси. Впоследствии он рассказал об этом в статье «О Шекспире и о драме».

Вообще Толстой обладал удивительным умением повсюду находить материал для творчества. Так, случайное, эпизодическое посещение в апреле 1897 года репетиций оперы А. Рубинштейна «Фераморс» да к тому же ученического спектакля, послужило поводом для обширного рассуждения о сущности искусства (в первой главе трактата «Что такое искусство?»), а просмотр в январе 1900 года на сцене Московского Художественного театра пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» дал толчок к созданию драмы «Живой труп».

С особенным интересом относился Толстой к живописи. Он бывал на передвижных выставках, где можно было увидеть новые произведения русских художников, и на выставках иностранных художников (например, в начале января 1887 года он посетил французскую выставку). Много раз бывал Толстой в Третьяковской галерее и в 80-е годы не раз встречался с ее основателем — П. М. Третьяковым.

Толстой регулярно просматривал журнал «Живописное обозрение», который выписывала его дочь Татьяна Львовна, читал книги по изобразительному искусству. Писатель был знаком почти со всеми выдающимися художниками и скульпторами своего времени. В Ясной Поляне и в Москве у него бывали художники И. Е. Репин, Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов, М. В. Нестеров, Н. В. Орлов, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге, скульпторы М. М. Антокольский, И. Я. Гинцбург, П. П. Трубецкой, А. С. Голубкина, гравер В. В. Матэ, критик В. В. Стасов и другие.

Толстой высоко ценил выдающегося художественного критика своего времени В. В. Стасова и очень любил с ним беседовать. В начале 1900 года они вместе осматривали Третьяковскую галерею.

Бывал Толстой и в мастерских И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, В. М. Васнецова, В. Е. Маковского. Эти посещения никогда не проходили для художников бесследно, беседы с Толстым наталкивали их на интересные замыслы, заставляли по-новому увидеть собственные творения. «В моей мастерской, стоя иногда перед начатой мною картиной,— писал И.Е.Репин,— он поражал меня совершенно неожиданными и необыкновенными замечаниями самой сути дела; освещал вдруг всю мою затею новым светом, прибавлял животрепещущие детали в главных местах, и картина чудесно оживлялась… Такое же действие производил он и на товарища моего, художника Сурикова, который жил по соседству…»

Взгляды свои на пластические искусства (как, впрочем, и любые иные свои взгляды) Толстой отстаивал с неукротимой страстью. Когда в зале хамовнического дома собирались художники, скульпторы, критики, вспыхивали горячие споры об искусстве вообще и об отдельных произведениях искусства, обсуждались очередные выставки.

Гостей привлекали «страстные и в высшей степени радикальные рассуждения» писателя, интересовали его мысли о назначении искусства, оценки произведений. Конечно, чрезвычайно заманчива была возможность запечатлеть облик этого замечательного человека. Хорошо известны портреты Толстого работы Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, М. В. Нестерова, Л. О. Пастернака, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина. Некоторые из них были написаны в Москве.

Дом Толстых всегда был полон народа. Здесь бывали и знаменитые люди, и простые, никому не известные посетители, приходившие к Толстому за советом или помощью. Порвав идейно со своим классом, Толстой, естественно, потерял интерес к своим знакомым из аристократической среды. Однако старые связи не прекратились полностью: ведь до женитьбы Толстой был знаком чуть ли не со всем светским обществом Москвы. Кроме того, Софья Андреевна непременно хотела выезжать в свет, иметь открытый дом и часто приглашала к себе своих знакомых. Гости Софьи Андреевны и гости Льва Николаевича были различны, и уже в первые месяцы московской жизни Толстых их дом посещали одновременно люди, не имеющие между собой ничего общего. «Какая бездна и какое разнообразие народа бывает у нас,— писала Софья Андреевна сестре 30 января 1882 года.— И литераторы, и живописцы… высший свет, и нигилисты, и кого-кого еще я не видаю».

Разные знакомые, разные симпатии и антипатии, разные интересы и склонности разделяли теперь семью. Толстой не мог думать и жить по-старому, а в этом старом видела смысл жизни Софья Андреевна. Разлад обострялся и различием во взглядах на материальную сторону жизни семьи. Об этом подробно пишет старший сын Толстых Сергей:
«Моя мать не могла сочувствовать его новым взглядам. Как мать восьми детей она понимала или, лучше сказать, чувствовала, что она и ее дети должны быть в известной мере материально обеспечены. В начале 80-х годов, разумеется, ни один из восьми ее детей ничего не зарабатывал. Мне, старшему, в 1882 году было девятнадцать лет, и я еще учился в университете, младший сын Алеша был еще младенцем. Нужно было знать, на какие деньги жить, откуда взять эти деньги, как устроить вообще жизнь семьи. Если сокращать расходы, то — до каких пределов? Продолжать ли учить детей или нет? Держать ли прислугу, какую и сколько? Где жить — в Москве или в Ясной Поляне, или еще где-нибудь? Что делать с имениями? Получать ли доход с сочинений Льва Толстого?’ На все эти вопросы матери надо было иметь неотложные и определенные ответы; ведь каждый день к ней обращались с требованиями дети, прислуга, педагоги и поставщики, а отец никаких ответов не давал, а говорил, что чем меньше денег и материальных благ у семьи, тем лучше. Как было матери согласиться с этим? Она, наоборот, считала, что чем больше у семьи денег и материальных благ, тем лучше. В этом она основывалась на взглядах, высказанных Львом Николаевичем в те годы, когда он считал, что его семья должна быть не только обеспечена, но и богата».

Pages: 1 2 3 4 5 6

Комментарии запрещены.

Используйте поиск